logo
Антропологические философско-педагогические воззрения И. Канта

Введение

Антропология (др. - греч. ?нисщрпт -- человек; льгпт -- «слово, речь») -- комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека.

Философская антропология -- философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.

Педагогическая антропология - это учение о человеке, становящемся в сфере образования.

Именно И. Кант совершив «коперниканский переворот» в философии и гуманитарных науках, поместил человека в центр мироздания. Вопросы, занимавшие Канта «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?», сводятся к вопросу о человеке. Философ считал, что "Чрезвычайно важно для человека знать свое место в мире, и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком". Поэтому вопрос "Что есть человек и к чему он предназначен?" стал проблемным стержнем всей кантовской философии. Кант понимал, что данный вопрос невозможно разрешить без обращения к обществу, то есть реальному процессу жизнедеятельности человека. Природа человека и человечества, природа деятельности и творчества, приближений к истине, равно как и природа нравственности стали центром исследований Канта. Немецкий мыслитель трудился над вопросом - как всех научить познавать, чтобы творить по законам добра, совершенствовать и улучшать человеческое общежитие. Поставив в центр своего исследования человека, он начинает формирование новой концепции личности, характеризуемой рациональностью, активностью и инициативой. В своей философской системе он рассматривает субъекта не как созерцающего внешнюю действительность, а как созидающего формы предметности. Он выдвигает проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту: познавательного и нравственного. Природа человека и человечества, природа нравственности и творчества стали центром исследования Канта. Его антропологическое учение есть по сути знание о человеке как гражданине мира. В ней заложены основы систематической педагогической антропологии, идея которой проистекала из понимания целостности, системности, неразрывности всей личности и всей широты человеческой жизни. Системе образования Кант уделяет большое внимание и считает ее надеждой человечества на совершенствование отдельного индивида и человеческого рода в целом. Человек способен к воспитанию себя и новых поколений, и оно необходимо ему и в обучении и в самодисциплинировании. Обучаемость людей - залог исторического оптимизма, надежда человечества перед лицом глобальной катастрофы. Образование есть и категорическая обязанность общества перед каждым новым человеком. Образование обязано приобщить человека к свободе. В прикладном аспекте свобода выступает как возможность и способность руководствоваться своим разумом. Это задача Просвещения, и "отказаться от Просвещения для себя лично и тем более для будущих поколений означает нарушить и попрать священные права человека". В силу этого правам личности глубоко противна социальная практика, выражающаяся в запрете пользоваться разумом. Кант ценит свободу мысли, потому что благодаря ей "народ становится постепенно более способным к свободе действий".

Образование способно совершенствовать человечество, а перед ним, в свою очередь, встает задача самовоспитания, которое приведет людей к свободе. Главным аспектом воспитания, образования личности становится развитие нравственного мышления, чувств возвышенного и прекрасного, формирование доброй воли. По сути, все богатство человеческой души раскрывается в нравственности: ум должен быть нравственным, иначе он будет опасным; возвышенное и прекрасное надобно усматривать в нравственно добром, иначе она страшна и ужасна; новое обязано свершаться по законам добра, иначе оно разрушительно. Кант показал, что в ходе обучения происходит непрерывное развитие и взаимодействие объективного и субъективного: социальный опыт превращается в ценности, убеждения, отношения, установки, знания, эмоции, надежды, мотивы, побуждения, мировоззрение, идеалы и качества личности - в личную культуру.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный курс на гуманизацию образования требует использования результатов философского анализа данной проблемы. В связи с этим, обращение к творческому наследию немецкого философа И. Канта приобретает особенно большое значение. В его учении имеются такие мировоззренческие начала, которые могут помочь современному осмыслению мира.

Целью работы является раскрытие антропологических и филосовско-педагогических взглядов И. Канта.

Задачи:

1. Проанализировать работы И. Канта.

2. Раскрыть проблему человека в философии И. Канта и его антропологический подход.