Средневековая философия.
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяс в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)
Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала "служанкой богословия". Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в сочинении "отцов церкви". Крупнейший из них на западе - Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим - для Запада - источником влияни неоплатонизма стали восточные неоплатоники (Лже-Дионисий Ареопагит).
С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаютс в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов: Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот.
Развитие в XIII в. средневековых городов, ремесла и торговли, торговых путей привели к некоторому подъему философии, и в частности номинализма (Оккам). Лишь в области формальной логики был, достигнут некоторый прогресс. Только возникновение нового, капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей из плена Средневековой философии.
Идеализм - одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира. Наиболее влиятельные современные формы - феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология и т.д.
Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:
ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),
классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"),
поздняя - 13-14 вв. (против томизма).
В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время объединяет различные школы католической философии.
Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическа защита от его многочисленных врагов.
2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.
Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
- Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.
- Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.
- Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.
- Философия и религия.
- Философия Древнего Востока.
- Античная философия.
- Античная философия. Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор.
- Философия Сократа и Платона.
- Философия Аристотеля.
- Средневековая философия. Особенности развития. Патристика, схоластика, номинализм и реализм.
- Средневековая философия.
- Фома Аквинский.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Просветительский характер философии XVIII века (Вольтер, Руссо).
- Материализм в философии эпохи Просвещения.
- Кант: теория познания, этика.
- Учение Канта о категорическом императиве.
- Гегель: система и метод.
- Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.
- Основные принципы философии Марксизма.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- Основные направления современной западной философии.
- Исторические формы позитивизма.
- Принципы феноменологии э.Гусселя.
- Герменевтика.
- Напраления экзистенциализма (к. Ясперс, ж.П. Сартр).
- Фрейдизм.
- Неотомизм.
- Человек и его место во Вселенной.
- Научная картина мира. Основные параметры и идеи.
- Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.
- Философские категории: бытие, материя, пространство, время.
- Категории диалектики.
- Законы диалектики.
- Современное понимание природы человека.
- Смысл жизни и судьба человека.
- Сознание: происхождение и структура.
- Общая характеристика теории познания.
- Учение об истине.
- Общество, как само развивающаяся система.
- Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
- Сущность государства и его роль в жизни общества.
- Культура и цивилизация. Человек и культура.
- Многообразие культур и цивилизаций. Запад и Восток. Россия в диалоге культур цивилизаций.
- Человек как творец и продукт культуры.
- Человек - индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.
- Структура личности и интеграция ее элементов.
- Свобода и ответственность личности.
- Понятие науки, ее структура и функции.
- Глобальные проблемы человечества в XX веке.