3.3. Попытки преодоления времени
"Мы увидим, что последняя проблема, связанная с временем, есть проблема смерти, – писал Н.Бердяев. – Смерть несет с собой время и смерть происходит во времени"35. Всегда понимая всю неизбежность подчинения своей жизни неумолимому ходу времени и осознавая конечность своего бытия, человек, тем не менее, стремился разорвать рамки временного существования, преодолеть власть времени и само время.
Человеческая жизнь может иметь смысл только в том случае, если она не заканчивается физической смертью, а как-то выходит в сферу бесконечного, вечного. "Моя жизнь, – писал С. Франк, – может быть осмысленна, только если она обладает вечностью"36. Ничто бренное, имеющее начало и конец, с такой точки зрения, не может придать смысла человеческой жизни. Все, охваченное потоком времени, – суетное и бессмысленное. "Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности, – продолжает С.Франк – Искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть… этим суетливым переходом от одного к другому, той внутренней неудовлетворенностью, которая есть как бы существо мирового течения во времени. Она должна быть вечной жизнью"37.
Подлинную основу для жизни можно найти лишь за пределами временного мира, в вечной основе этого мира. Для христианства это, конечно, растворение в Боге. Опровергнуть логическими аргументами религиозный путь слияния с вечностью и преодоления через это времени невозможно.
Преодолевает время и человеческая память:
…ибо время, столкнувшись с памятью,
узнает о своем бесправии38.
Но не тривиальное воспоминание, а, скорее, прапамять как некая духовно-биологическая связь с основами бытия, некий эквивалент вечности и бесконечности. Отдельный человек конечен, но он продолжается в других людях, в живом "живет" умершее, прапамять, "наследственная" память хранит то, что прошло.
Говоря словами Н.Бердяева: "память есть знак, поданный из внутреннего существования о том, что ни одно существо и ни одно существование не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к иному порядку"39. Рождение человека никак не есть его начало, его начало – в той непостижимой тьме, которая была до его рождения, в его отце, матери, дедах, прадедах…
И если "за каждым надгробием – история целого мира", этот мир не может исчезнуть бесследно. Только в этом смысле и следует понимать слова И.Гете: "Кто жил, в ничто не превратится, / Повсюду вечность шевелится".
- 1. Основные концепции времени
- 1.1. О трудности постижения времени
- 1.2. Модели времени в истории культуры
- 1.3. Статическая и динамическая концепции
- 1.4. Субстанциальная и реляционная концепции
- 2. Свойства времени
- 2.1. Объективность и субъективность
- 2.2. Однонаправленность и необратимость
- 2.3. Абсолютность и относительность
- 2.4. Непрерывность и дискретность
- 2.5. Бесконечность и безграничность
- 3. Модусы времени
- 3.1. Прошлое – настоящее – будущее
- 3.2. Время и вечность
- 3.3. Попытки преодоления времени
- Заключение