logo
№1 Исторические типы

Исторические типы классической философии

Философия Древнего Востока и Древней Греции

1. Назовите основные регионы, где зародилось философское мировоззрение:

а) Дальний Восток, г) Древний Китай,

б) Древняя Греция, д) Древний Египет,

в) Америка, е) Древняя Индия.

2. Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: Путь формирования систематизированного философского знания в Древней Индии пролегал через оппозицию ....

а) даосизму, в) брахманизму,

б) конфуцианству, г) йоге.

3. Выделите представителя философии Древней Индии:

Лао-цзы, Платон, Конфуций, Сиддхартха Гаутама (Будда), Сократ, Пифагор, Зенон, Парменид, Г. Гегель, Сенека.

4. Укажите четыре «благородные истины» буддизма:

а) жизнь есть страдание;

б) необходимо следовать принципу недеяния;

в) причиной страдания является привязанность к жизни;

г) можно достичь освобождения от страданий;

д) необходимо следовать принципу «золотой середины»;

е) существует восьмеричный путь самосовершенствования.

5. Назовите основные философские школы древней китайской философии:

а) даосизм, г) кинизм,

б) скептицизм, д) конфуцианство,

в) джайнизм, е) буддизм.

6. Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй»:

а) буддизм,

б) конфуцианство,

в) даосизм.

7. Вставьте пропущенное слово. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии средневекового Китая являлось ....

8. Установите соответствие основных категорий и философских систем, к которым они принадлежат:

1. Философия Древней Индии а) инь-ян, б) цзы,

2. Философия Древнего Китая в) нирвана, г)сансара,

д) Дао, е) ци, ж) карма.

9. Определите соответствие, позволяющее охарактеризовать специфику философии Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции:

1. Древняя Индия

а) внутренее единство с религиозно-мифическим мировоззрением;

б) ориентация на формирование практического политико-этического знания;

в) развитие культуры теоретического мышления.

10. Установите соответствие, позволяющее выявить отличительные особенности философии Древнего Востока и Древней Греции:

а) культ разума и логики;

б) установка на сохранение и упрочение традиций;

в) ориентация на преобразование окружающего мира;

г) высокий уровень рефлективности и рациональности;

д) идея сохранения гармонии Космоса за счет внутреннего преобразования духовного мира человека.

11. Выделите социальные предпосылки, обусловившие особенности философии Древней Греции:

а) кастово-клановая иерархия общества;

б) торгово-ремесленные отношения;

в) демократия в общественной жизни;

г) господство земледельческой общины,

д) социальный динамизм.

12. Укажите черты, присущие древнегреческой фи­лософии:

а) онтологизм,

б) агностицизм,

В) КОСМОЛОГИЗМ,

г) особый стиль мышления,

Д) ЭМПИРИЗМ.

13. Допишите высказывание: Главную отличительную черту древнегреческой философии можно обозначить как ....

14. Назовите представителей философии Древней Греции:

Лао-цзы, Платон, Конфуций, Сиддхартха Гаутама (Будда), Сократ, Пифагор, Зенон, Беркли, Парменид, Г. Гегель, Сенека.

15. Установите соответствие между именами древ­негреческих философов и их учениями:

1. Гераклит а) наивная стихийная диалектика;

2. Парменид б) атомистическое учение;

3. Сократ в) - учение о бытии;

4. Демокрит г) учение о мире идей, эйдосов;

5. Платон д) этический рационализм.

16. Укажите древнегреческих философов, разрабатывавших проблему первоначала и единой основы мироздания:

а) Платон, г) Гераклит, ж) Сократ,

б) Фалес, д)Анаксимен, з) Пифагор.

в) Протагор е) Анаксимандр,

Соотнесите имена древнегреческих натурфилософов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:

1. Гераклит а) атомы,

2. Фалес б) воздух,

18. Установите соответствие имен философов и ти­пов философского мировоззрения, основателями которых они явились:

1. Объективный идеализм

а) Фалес,

б) Демок.рит

в) Зенон,

г) Платон.

19. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание «Все течет ...»:

а) Фалес, в) Гераклит,

б) Демокрит, г) Зенон.

20. Опираясь на приведенные примеры, назовите первооснову мира в философском учении пифагореизма. Единица в пифагореизме — деятельное начало и форма всех вещей; двойка — пассивное начало вещей; Вселенная и все вещи определены через тройку и т. д. Первооснова всего существующего в пифагореизме — это ....

21. Укажите, какое из философских учений наибо­лее полно разработано Парменидом:

а) учение о первооснове мироздания;

б) учение о форме;

в) учение о бытии.

23. Определите, кому из философов античности мо­жет принадлежать следующее высказывание: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет»:

а) Гераклиту,

б) Зенону,

в) Демокриту.

24. Назовите древнегреческих философов, разви­вавших атомистическое учение:

а) Левкипп, г) Демокрит,

б) Зенон, д) Сократ,

в) Эпикур, е) Эмпедокл.

25. Дополните высказывание: Формирование клас­сической науки и механической картины мира, происходившее в Новое время, в частности опиралось на античное учение об ... .

26. Укажите древнегреческих философов, которых называли «учителями мудрости»:

а) последователей Платона,

б) скептиков,

в) софистов,

г) всех древнегреческих философов.

27. Назовите древнего философа, высказавшего мысль о том, что «человек — мера всех вещей»:

а) Протагор,

б) Лао-цзы,

в) Эмпедокл,

г) Сократ.

28. Установите, какое из следующих высказыва­ний является правильным:

а) школа философов-софистов содержательно пред­шествовала учению Сократа;

б) учение Сократа было идейным фундаментом фи­лософской школы софистов.

29. Выделите имя древнегреческого философа, на­чиная с которого в западной традиции философствова­ния впервые четко обозначился интерес к человеку:

31. Закончите фразу: Древнегреческий философ Сократ, вступая в диалог с собеседником и желая, чтобы тот самостоятельно обнаружил степень своего незнания предмета обсуждения, использовал метод ...

32. Укажите, что составляет суть учения Платона о познании:

а) идея реинкарнации;

б) идея припоминания полученного знания;

в) идея божественного откровения.

33. Выделите представление о природе государства, характерное для Платона:

а) государство — это результат общественного дого­вора между людьми, гарантия их безопасности;

б) государство осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным;

в) государство — это «град земной», противостоящий «граду небесному».

35. Назовите имя философа — автора философско-политической работы «Государство», в котором рас­крывается представление об идеальном государстве:

а) К. Маркс, в) Конфуций, д) Аристотель.

б) Г. Гегель, г) Платон,

36. Назовите древнегреческого философа, которому принадлежит следующее определение человека: «Че­ловек есть общественное животное»:

а) Сократ, в) Демокрит,

б) Платон, г) Аристотель.

37. Определите, кто из древнегреческих философов осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания:

а) Аристотель, б) Парменид, в) Платон.

38. Выделите основные научно-философские дости­жения Аристотеля. Он:

а) создал основу современной системы философских категорий;

б) основал формальную логику (силлогистику);

в) основал психологию;

г) заложил основы синергетики;

д) очертил предметные поля всего комплекса научного

античного знания; е) обозначил специфику этики, эстетики, знания,

определил предметные области существовавших

в то время наук.

39. Укажите философские школы эпохи эллинизма:

а) рационализм, г) кинизм,

б) стоицизм, д) эпикуреизм,

в) агностицизм, е) пифагореизм.

40. Определите, что объединяет различные по цен­ностной направленности такие философские школы эпохи эллинизма, как стоицизм, кинизм, эпикуреизм:

а) основатели философских школ родились в одном городе-полисе Афинах;

б) эти философские учения объединяет общая этическая проблематика;

в) все эти школы образованы последователями Сократа.