logo
2 Контрольная работа / 2-17_Философия

Вопрос 2. Представляется правомерным выделить такие формы бытия:

1. Бытие вещей, процессов, которые, в свою очередь, делятся на: А) бытие вещей, процессов, состояния природы в целом; Б) бытие вещей и процессов, созданных человеком.

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества.

Исторически первым условием, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действий людей. Со временем человек стал активно и ощутимо воздействовать на природу Земли. Возник целый мир изготовленных человеком и ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний - так называемая “вторая природа”.

Говоря об особенностях бытия первой природы, следует отметить, во-первых, ее существование вне и независимо от сознания человека, а во-вторых. - бесконечность в пространстве и во времени. Специфика же бытия “второй природы” проявляется, во-первых, в том, что это комплексная (природно-духовная - социальная) реальность; во-вторых, что это социально - историческое, цивилизованное бытие; и, в-третьих, в том, что между первой и “второй” природой возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния - экологический кризис.

Бытие человека в мире вещей имеет стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В этом аспекте проблема человеческого бытия включена в широкий вопрос об эволюции природы и генезис самого человека (антропогенез). В бытии человека первичное условие - существование тела и удовлетворение витальных потребностей (в еде, одежде, пище).

Человека следует представлять не просто в мире, а в мире истории природы и общества, в системе общественных отношений, которые в значительной степени определяют его отношение к природе.

Понятно, что мир - это целостная система, которая развивается в диалектическом единстве природы и общества. Такое единство противоречиво, о чем свидетельствует история их взаимодействия.

Человек в процессе активной целенаправленной деятельности преобразует природу в мир своего бытия, который, с одной стороны, обеспечивает его существование и жизнедеятельность, а с другой - разрушает природу и создает угрозу собственному-существованию. Если исчезает человек, исчезает и мир как мир бытия человека. Но это не означает, что исчезает природа и изменения, которые произошли в ней с помощью человека. Природа потеряет свою качественную определенность как мир человеческого бытия.

Содержание и границы мира не есть нечто неизменное. С овладением природой, усложнением общественных отношений и связей содержание понятия о мире углубляется, обогащается, а его границы расширяются.

Таким образом, мир - это определенное бытие, универсальная предметность, в которой человек самоопределяется как субъект деятельности, который создает собственный мир - мир человеческого бытия.

Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознательного и бессознательного, включая знания, которые воплощаются, материализуются в формах естественных языков и искусственных знакосимволических систем. К духовным продуктам и процессам относят также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества.

Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, все сознательное и бессознательное в психике индивида. Специфика индивидуализированных форм бытия духовного состоит в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Это не означает обязательной “смерти” всех результатов деятельности сознания: сохраняются те из них, которые превращаются во вторую всеиндивидуальную форму, а также те, которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

Бытие объективированного духовного - формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам ее бытия - идеи, идеалы, нормы, ценности, разные искусственные языки. Специфика этой формы бытия состоит в том, что его отдельные элементы и фрагменты способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени.

Бытие социального - это реальный процесс жизнедеятельности людей. В проблеме взаимосвязи природного и социального бытия диалектический материализм, в отличие от идеализма, исходит из первичности природы.

Вопрос 3. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся -это материальный мир. Но ни один из предметов или процессов, которые он включает в себя, взятый сам по себе, не может отождествляться с материей. Однако все их многообразие вместе с их связями составляет материальную действительность.

Понятие “материя” прошло долгий путь формирования и развития. В философии древнеиндийской школы локаяты и древнекитайских материалистов оно отождествляется с конкретным материалом, из которого состоят тела и предметы (камень, вода, земля, дерево, глина и др.). Представители античной философии в большинстве случаев под материей понимали мельчайшие частицы - атомы или корпускулы, из которых состоят тела и которые являются первоосновой бытия.

Если для философов древности материя - это материал, из которого состоят тела, предметы, а каждый предмет (тело) состоит из материи и формы как духовного первоначала, то Р. Декарт (17 век) определяет материю как субстанцию самосуществующего бытия, атрибутом которой является протяженность с ее свойствами: занимать определенное место, иметь объем, быть трехмерной.

И. Ньютон добавляет к Декартовой дефиниции материи как субстанции еще три атрибута: протяженность, непроницаемость (нерушимая целостность тела), инертность (пассивность, неспособность самостоятельно изменять скорость согласно законам динамики); вес, обусловленный действием закона всемирной гравитации. При этом инертность и вес затем объединяются им в понятие массы, которая выступает основным атрибутом материи и одновременно мерой ее количества.

Иной подход у П. Гольбаха, который определяет материю как все то, что познается чувственно. При этом источником чувственного знания является ощущение формы, цвета, вкуса, звука и др.

Согласна Г. Гельмгольцу, материя -это все, что существует объективно (независимо от сознания человека). Но ведь Бог существует объективно и от этого ею не становится.

Материя как философская категория не закостенелая, неизменная форма или вместилище всего существующего в мире. Она определяет наиболее существенные свойства объективно - реального бытия мира - уже познанного и еще не познанного. К таким сущностным признакам относятся: целостность, неисчерпаемость, изменчивость, системная упорядоченность и др.

При этом системность в организации материи - на только ее фундаментальное свойство. Она также означает методологию современного научного познания структурных уровней материи.

Материальность мира, как отмечал Ф. Энгельс, доказывается не парой фокуснических фраз, а долгим и тяжелым развитием философии и естествознания. Это развитие требует и уточнения понятия материи.

Долгое время мы пользовались ленинским определением материи как философской категории для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них. Сегодня некоторые авторы считают его несколько ограниченным, поскольку оно концентрирует внимание на гносеологических аспектах материального, не учитывая присущий ему онтологический смысл.

В самом деле, подчеркивают они, если не сосредотачиваться на гносеологическом определении материи, а рассматривать ее, учитывая развитие современной науки и философии, то можно выделить:

1. Онтологические составляющие: а) движение и его формы; б) пространство; в) время; г) детерминация.

2. Гносеологические принципы: а) познаваемость; б) объективность; в) реальность.

Исходя из этого делается вывод, что обобщенное определение категории “материя” должно базироваться на том, что это - объективно реальное бытие мира во времени, пространстве, движении, детерминированное и непосредственно или опосредовано познаваемое человеком.

В мире нет ничего кроме движущейся материи. Движение внутренне присуще самой материи, оно неотделимо от материи и не существует без материи, как и материя не существует без движения. Движение есть атрибут, способ существования материи.

Движение есть изменение вообще. Движение, изменение - это внутренне связанное единство бытия и небытия, тождественности и различия, стабильности и текучести, того, что исчезает, с тем, что появляется. Движение, изменение можно осмыслить лишь тогда, когда рассматривать его противоречивые стороны в единстве и взаимодействии.

Исторический опыт человечества свидетельствует, что мир - это подвижная материя. В свое время Ф. Энгельс в “Диалектике природы” выделил 5 форм движения материи - механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. При этом он опирался на три принципа:

1. Формы движения необходимо рассматривать с определенным уровнем организации материи - каждому уровню соответствует своя форма.

2. Между формами движения существует генетическая взаимосвязь, высшая возникает на базе низшей.

3. Высшие формы движения специфичны и несводимы к низшим.

Эти принципы сохраняют свое значение и сейчас, но открыты новые уровни организации материи и поэтому требуется уточнение классификации форм движения материи.

В частности, наиболее значительные изменения касаются соотношения механической, физической и химической форм движения. Химическая форма, с одной стороны, возникает из взаимодействия микромира, а с другой, является условием появления такой формы как молекулярно -физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.

В новом свете предстала проблема соотношения механического и физического движения. Механическое движение оказывается не связанным с каким-либо одним отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Оно скорее характеризует взаимодействие нескольких таких уровней. Следует различать квантово - механическое движение, характеризующее микрообъекты и механическое движение макротел.

Много нового в понимании биологического движения. В современной науке сложилось представление о целостности биосферы как условии дифференциации и развертывания всех уровней организации живой материи и соответственно этому формирования различных подвидов биологической формы движения. Жизнь следует рассматривать не как планетарное, а как космическое явление. Она зарождается лишь на определенной стадии развития метагалактики, которая есть один из возможных миров.

Познание форм движения материи невозможно без знания о пространстве и времени - философских категориях, отражающих основные формы существования материи. Если пространство является самой общей формой постоянства, сохранения содержания объективной реальности, то время — это форма его развития, внутренняя мера его существования.

Историческая эволюция взглядов на пространство и время связана с практической, общественно- исторической деятельностью человека. С развитием общества изменяется и развивается пространственно - временные представления о бытии мира. Если для мифологического мировоззрения время циклически воспроизводит времена года, то в пределах религиозного мировосприятия время приобретает стреловидную форму: воспроизведение мира через временное настоящее к райской или адской вечности.

Значительная часть исследователей пространства и времени (темпоралистов) солидарна в том, что пространство — это такая форма существования материи, ее атрибут, которая характеризуется сосуществованием объектов, их взаимодействием, протяженностью, структурностью и другими признаками; время же - это внутренне связанная с пространством и движением объективная форма существования материи, которая характеризуется последовательностью, продолжительностью, ритмами и темпами, отделенностью разных стадий развития материальных процессов.

Каждая частица мира имеет свои собственные пространственно -временные характеристики. Различают социальное, историческое, астрономическое, биологическое, психологическое, художественное, философское содержание пространства и времени.

История свидетельствует о том, что каждое поколение людей создает такую мировоззренческую картину мира, которая удовлетворяет его потребности. Поэтому до завершенности, достаточной полноты теории бытия, онтологии, которая отобразила бы Вселенную как целое, со всеми отношениями, взаимодействиями и связями, еще чрезвычайно далеко.

Попытки осмыслить закономерности происхождения мироздания существуют в виде интересных гипотез. В частности, ученые считают, что существуют физические величины, т.н. мировые константы (безразмерная константа электромагнитного взаимодействия или постоянная тонкой структуры, а также константа, определяющая сильное взаимодействие, т.н. бариенный заряд), которые определяют характер действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаимодействий, управляющих превращениями элементарных частиц и образованием из них более сложных материальных систем. Мировые константы таковы, что позволяют во Вселенной появляться химическим взаимодействиям, возникнуть жизни и человеческому обществу. В современной космологии эти идеи входят в содержание т.н. антропного принципа, согласно которому наш мир устроен так, что допускает возможность появления человека как закономерного итога эволюции материи.

Интересной представляется и гипотеза о том, что при рождении нашей метагалактики только 4 из 10 пространственно - временных измерений обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира, в областях 10-33см. Их можно обнаружить, лишь проникнув в эти области, но там мы столкнемся с принципиально иными мирами.