Джайнизм.
Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (4 век до н.э.). Он занимался проповеднической деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Согласно джайнистской традиции, он был только последним из 24 учителей, учение которых возникло в далеком прошлом. Джайнистскте учение долгое время существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в 5 веке н.э) был составлен канон. Джайнистское учение провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка - материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.
Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, то встречается ему в жизни. Бог-это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистскщй концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.
Джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и , наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются, прежде всего, веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь по сути большая или меньшая степень аскезы. Путь освобождения души от самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики.
Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей степени обременены, помещаются наиболее низко и по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.
С течением времени в джайнизме сформировалось два направления, которые отличались пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, то есть отвергающие одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Возникновение философии
- Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.
- 1. Общее понятие функций философии.
- 2. Содержание функций философии.
- Мифология.
- Религия.
- Типы мировоззрения
- Мифологическое
- Религиозное
- Философское
- Основные мировоззренческие принципы
- Скептицизм
- Пантеизм
- Креационизм
- Философия древнего китая и древней индии.
- 1.Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае.
- 2.Представление о мире и человеке в конфуцианстве и даосизме.
- 3.Социокультурные истоки индийской философии. Основные положения буддизма, джайнизма.
- Джайнизм.
- Буддизм.
- Аристотель
- Пифагор
- Демокрит
- Гераклит
- Гиппократ
- Материалистическая философия древней Греции
- Сократ. Философия Сократа
- Материя и форма.
- Дуализм
- 1. Основные черты философии Средних веков: апологетика и патристика
- 1.1 Апологетика
- 1.2 Патристика
- 2. Философия ф. Аквинского
- 3. Схоластика
- 1. Характерные черты эмпиризма философии Нового времени
- 2. Рационализм философии Нового времени
- Значения и особенности
- Заключение
- Русская философия рубежа 19-20 в.
- Философия XX века