4. «Никто не делает зла по своей воле»
Об этом яснее всего мы узнаем из того места платоновского «Протагора» (345 с), где Сократ, обсуждая вместе с Протагором поэму Симонида, говорит: «Я по крайней мере думаю: никто из мудрых людей не считает, что какой-нибудь человек может охотно заблуждаться или охотно творить постыдные и злые дела; они хорошо знают, что все, делающие постыдное и злое, делают это невольно». В «Меноне» (77 а— 78 с) утверждается примерно то же с тем лишь различием, что здесь подразумевающееся в контексте слово «###» (зло, несчастье) обыгрывается, точнее, затушевывает различие (по-видимому, с целью ограничить обсуждаемый вопрос определенными рамками) между суждениями «желать зла себе» и «желать другому».
227
Обходя эти различия, Сократ показывает, что никто не желает себе зла и никто намеренно не стремится к злу, поскольку такое желание или стремление есть верное средство стать несчастным. Стать же несчастным никто не хочет. Поэтому надо предположить, что «те, кто не знает, что такое зло, стремятся не к нему, а к тому, что кажется им благом» (Там же. 77 а). Проще говоря, каждый человек, субъективно стремясь к добру (благу), может принять за добро то, что объективно является злом.
Аналогичную мысль мы встречаем и в «Горгии» Платона, в тех местах этого диалога, где Сократ ведет беседу с Полом и Калликлом. В беседе с Полом обсуждается, помимо прочего, вопрос о возможности причинения «зла другому», упущенный в «Меноне». (Правда, в «Горгии» данный вопрос рассматривается в несколько измененных терминах, берется в связи с вопросом о том, что хуже — чинить несправедливость или терпеть ее. Но это не меняет существа дела.) Не входя в детали диалога Сократа с Полом и Калликлом, отметим, что на прямой вопрос Пола, чего бы он, Сократ, больше желал — причинять несправедливость или терпеть ее, следует ответ: «Я не хотел бы ни того, ни другого. Но если бы оказалось неизбежным либо творить несправедливость, либо переносить ее, я предпочел бы переносить» (469 с).
228
Сообразно с этим излюбленным положением, повторяющимся в «Горгии» неоднократно (473 а, 474 b и сл.), Сократ считает, что причиняющий несправедливость более несчастен, чем терпящий ее. Доказывается же это положение приравниванием несправедливости к безобразному (постыдному) деянию и показом того, что с объективной точки зрения из двух безобразных вещей — чинить несправедливость или терпеть ее — более безобразным (и большим злом) является первая (Там же. 470 а— 475 с, 509 d).
Дальнейшее обсуждение вопроса приводит собеседника к выводу о том, что «никто не чинит несправедливости по доброй воле, но всякий поступающий несправедливо несправедлив поневоле» (Там же. 509 е). В связи с этим Сократ развивает мысль о том, что одного желания избегать несправедливости недостаточно, нужны, кроме того, «какая-то сила и искусство», обучение и практика (Там же. 510 а), воспитание души и тела в арете (Там же. 517 d). В конце диалога Сократ вновь подтверждает, что «чинить несправедливости опаснее, чем терпеть, и что должно не казаться хорошим человеком, но быть хорошим и в частных делах, и в общественных, и это главная в жизни забота» (Там же. 527 b).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава V. Этическое учение Сократа ..............192
- Глава VI. Сократ и проблема гражданского повиновения.....................277
- 1. Загадка Сократа
- 2. Свидетельства Платона о Сократе
- 3. Свидетельства Ксенофонта
- 4. Антисократизм
- 1. Личность Сократа
- 2. Человек среди людей
- 3. «Век Перикла» и Пелопоннесская война
- 4. Общественно-политическая деятельность Сократа
- 5. Об отношении Сократа к демократии
- 1. Софисты и софистическое искусство
- 2. Общественная деятельность и социально-политические воззрения софистов
- 3. Философские взгляды софистов и Сократ
- 1. Философия в понимании Сократа
- 2. Диалог
- 3. Диалектика Сократа
- 1. «Познай самого себя»
- 2. «Даймонион» Сократа
- 3. «Добродетель есть знание»
- 4. «Никто не делает зла по своей воле»
- 5. Критика Аристотелем этических парадоксов Сократа
- 6. Учение о благе и душе
- 7. Телеология Сократа
- 1. Судебный процесс над Сократом
- 2. Гражданин и закон