logo
04

3. Антропоцентризм эпохи возрождения

В период позднего Средневековья возникает период, который получает название Возрождения. Главное внимание эпохи – человек (антропоцентризм). В эту эпоху возрождаются признаки гуманизма.

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или, что тоже, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.).

Ренессанс связан с формированием гуманистического миропонимания, суть которого итальянский мыслитель Пикоделла Мирандола Джованни (1463-1494) выразил так: Бог — начало, а человек - центр всех вещей. Создав человека, Бог сказал ему: «Мы не дали тебе ни определенного места, ни особого наследия. Все другие сотворенные вещества мы подчинили определенным законам. Ты один ничем не связан, можешь брать, что хочешь, и быть по своему выбору тем, на что решишься по своей воле. Ты сам по своей воле и к своей чести должен быть собственным мастером и строителем и формировать себя из материала, который тебе подходит. Ты свободен — можешь опуститься на низшую ступень животного мира, но можешь и подняться до высших божественных сфер. Животные обладают от рождения всем тем, чем они когда-нибудь будут обладать. Лишь в человеке Отец заложил семя для любой деятельности и зародыши любого образа жизни». Конечно, первые гуманисты, такие, например, как Данте и Ф. Петрарка, еще не решались полностью перечеркнуть схоластическую ученость, тем не менее, уже утверждали, что философия должна быть, прежде всего, искусством жизни», готовить человека к моральной и политической жизни. Упоминавшийся выше Пикоделла Мирандола последовательно отстаивал свободу и достоинство человека, его право самостоятельно творить свою личность. Человек — центр мира, он отличается от всей остальной природы возвышенностью духа, ему присуще стремление к «божественному совершенству». В духе Ренессанса разрабатывал свою философию и Пьетро Помпонацци (1462— 1525), итальянский философ, крупнейший представитель аристотелизма. Он отвергал учение Фомы Аквинского. По его мнению, философия должна исходить из научных принципов; религия нужна лишь для воспитания нравственного чувства. П. Помпонацци утверждал, что душа является смертной. Человек бессмертен в том смысле, что ему присущи представления о высоких духовных сущностях. Разум — это главное; лишь с помощью разума человек может достичь счастья и блаженства, являющихся смыслом и целью его жизни. Помпонацци считал, что все в природе подчиняется всеобщему естественному закону; все имеет причину, все детерминировано, случайности исключены. Бог — это и есть судьба, фатум, природная необходимость. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилино Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно…

Николай Кузанский (1401-1464) – представитель раннего Возрождения. Будучи папским кардиналом, он развил интересную теорию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при уменьшении угла между ними объединяются в одну прямую и т.д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино. Фактически Кузанский приходит к пантеизму – учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Позитивное значение в философии Кузанского состоит в его попытке судить о мире на основе принципа посюсторонности, причем опираясь на вроде бы очевидные истины математики.

Марсилино Фичино (1433-1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, платоническая любовь, литературное мастерство.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – чрезвычайно разносторонний мыслитель, превосходивший своих современников во многих отношениях, но особенно в понимании философии естествознания. Леонардо указывал на необходимость выявления динамических причин явлений в опыте, их математическое описание в соответствии с определенной теорией. Практика ”должна быть воздвигнута на хорошей теории”, при этом ученый руководствуется нормами этики.

Мишель Монтень (1533-1592) – автор знаменитых ”Опытов” – этик, стремился обнаружить наипростейшие истоки человечности. Не доверяя различного рода теориям, в том числе эпикуреизму и стоицизму, он занимает по отношению к ним скептическую позицию. Титула человечности у него достойны такие добродетели, как нравственная простота и чистота, порядочность, благородство, отвага, милосердие. В качестве возрожденца он придает этике, прежде всего земное, посюстороннее измерение.

Преодоление средневековой схоластики осуществлялось двояким образом: через Ренессанс и через Реформацию. Реформация — это социально-политическое движение против папства, против монопольного положения католической церкви. Выдающимся представителем Реформации был Мартин Лютер (1488— 1546), немецкий мыслитель, общественный деятель, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). М. Лютер решительно выступил против папы как наместника Бога на земле, против церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Особенно его возмущала продажа священнослужителями индульгенций (отпущения грехов). По мнению Лютера, человек сам стоит перед Богом, сам молит Бога об искуплении. И спасение возможно; оно — в

вере в Писание, в Евангелие. Не в церковных обрядах должен искать человек искупления, а в чистой вере, которая сама является божьим даром». В связи с этим Лютер отверг рационалистическое учение Аристотеля. Истина — не в разуме, а в откровении. Земная жизнь юдоль греха и страданий. Страдания надо терпеть; терпение — путь к спасению. Большую роль в осуществлении Реформации сыграл также французский теолог Жан Кальвин (1509— 1564) — основатель кальвинизма (пуританства). Он был приверженцем учения о преопределении, согласно которому Бог сам определяет, кто будет спасен, а кто будет наказан за грехи. Что касается социально-политических идей эпохи Ренессанса, то наиболее яркие мысли, по поводу которых и сегодня ведутся дискуссии, высказал Н. Макиавелли (1469— 1527). Будучи патриотом, Макиавелли, жаждал единства Италии. В своем знаменитом произведении «Князь» он, учитывая опыт истории, советует государю, стремящемуся к объединению страны, использовать ради достижения этой цели любые средства. Он должен быть хитрым, как лиса, и свирепым, как лев. Он должен быть притворщиком и лицемером, быть вероломным, нарушать любое слово, если это помогает достижению цели. Однако в любой ситуации он должен казаться добродетельным. Все эти советы Макиавелли отражали реальное положение в стране, реальное поведение правителей Италии. Примечательно, что сам Н. Макиавелли отнюдь не был апологетом макиавеллизма. По его мнению, государственное управление должно базироваться на равновесии и взаимоконтроле трех сил: государя, знати и народа. Самые важные политические блага, считает Макиавелли, — национальная независимость, безопасный общественный порядок и хорошо взвешенная конституция. Ярким представителем северного Возрождения был Эразм Роттердамский (1466— 1536). В своей книге «Похвала глупости» он подверг беспощадной критике папство, церковь, общество в целом. Воспевая гуманизм, Эразм трактовал его как нравственное, уважительное отношение людей друг к другу. Он осуждал войну как самое страшное проклятие человечества, защищал идею единого «христианского всесветного мира, единой церкви как гаранта единой национальной европейской цивилизации. Оценивал Возрождение, Ф. Ницше, один из самых глубоких и противоречивых мыслителей конца XIX в., писал: «То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки».

Каковы же основные принципиальные установки философии Возрождения?

В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. А это означает, что происходит существенная трансформация главенствующих в культуре ориентаций. О направленности этой трансформации дает наглядное представление приводимая ниже таблица.