logo
Актуальные проблемы гносеологии в современном познании

Введение

Актуальность темы исследования

Проблема гносеологии занимает одно из ключевых мест в философской, психологической и лингвистической литературе. Глубокий кризис гуманистических идей, возникший при соприкосновении их с реальной действительностью на протяжении всего XX века и продолжающийся в XXI-м, хронический «дефицит» человечности в повседневной жизни привели к тому, что начало третьего тысячелетия объявлено ЮНЕСКО веком гуманитарных наук.

Особенность проблемы гносеологии в современном познании, в ее универсальности, которая состоит в том, что понимание пронизывает все сферы человеческой деятельности (труд, культуру, политику, образование и др.). Поэтому проблема открыта для принципиально новых решений. Происходящие в современном научном познании глобальные изменения, обусловленные формированием постклассической парадигмы науки, служат основанием для анализа роли, места и специфики процедуры понимания как в гуманитарных, так и в естественных науках. Современные интегративные процессы, которые происходят в научном познании, позволяют говорить о проникновении методов естественнонаучного знания в гуманитарное и наоборот; с другой стороны, одна наука может распространять свои исследования на многие объекты или объект, в свою очередь, может изучаться многими науками. Именно поэтому большое место в современных философских исследованиях занимает раздел «философия науки». Взаимодействие наук невозможно без науковедческой рефлексии, необходимой для осмысления природы взаимосвязи наук.

Актуальность исследования обусловлена рядом серьезнейших проблем как научного, так и философского характера, которые являются на сегодняшний день предметом самого широкого обсуждения, например, формирование нового типа научной рациональности и научной картины мира, критерии истины и др. Глобальные трансформации в системе научного знания на протяжении XIX-XX веков позволяют говорить об изменении многих научных и философских категорий и понятий, о формировании нового интегративного типа научного мышления. Стало ясно, что наше знание об окружающем мире носит не только фактический или описательный характер, а, скорее, толковательный, или интерпретативный.

Взаимосвязь гносеологических и аксиологических аспектов познания возможна именно через понимание, которое дает истинностную и ценностную основу человеческого знания. Стоит заметить, что проблема гносеологии актуальна даже на уровне отдельной личности. В современном техницированном мире человек оказался в невиданном ранее скоростном процессе фундаментального изменения действительности, глобально влияющем и на отдельную человеческую жизнь. В связи с этим проблема познания, долгое время разрабатывавшаяся в философии, но не имеющая до сих пор законченной теоретико-методологической базы, должна стать фундаментальным решением многих современных человеческих проблем. Очевидно, что для философского рассмотрения понимания необходимо исследовать этот феномен в единстве всех его проявлений.

Степень разработанности темы

Осознание важности и актуальности проблемы познания и понимания привело к появлению множества исследований. Проблема познания возникает вместе с феноменом науки и находится в ряду тех философских проблем, решение которых представляется сложной теоретической и методологической задачей. Работы, посвященные проблеме понимания, весьма разнообразны. Они отличаются методами исследования, категориальным аппаратом и аспектами рассмотрения. Однако за открывшимся за последние несколько лет многообразием точек зрения на проблему не последовало их целостного и всестороннего решения. Междисциплинарный характер проблемы порождает сложности в анализе. Сориентированность того или иного исследования обусловливается характером поставленных задач и применяемым для этого категориальным аппаратом. Тем не менее в литературе накоплен богатый материал, позволяющий выйти на новые рубежи видения всей сложности заявленной темы.

Феномен познания является предметом исследования во многих философских и научных трудах. Среди зарубежных исследований можно выделить работы Р. Барта, Э. Бетти, Г. Гадамера, Ж. Дерриды, В. Дильтея, П. Рикера, Г. Риккерта, Ю. Хабермаса, Ф. Шлейермахера. На отдельные моменты проблемы понимания и познания обращали внимание К. Апель, П. Бергер, Э. Гуссерль, М. Полани, М. Шелер. В отечественной философии серьезными исследованиями проблемы познания занимались Н.С. Автономова, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, С.С. Гусев, B.C. Малахов, М.К. Мамардашвили, JI.A. Мике-шина, А.А. Михайлов, Г.И. Рузавин, В.Г. Федотова, Г.И. Цинцадзе.

На социологические аспекты проблемы обращал внимание М. Вебер, трансцендентальность познания отмечали Э. Кассирер, Г. Риккерт, М. Шрейдер, феноменологию понимания разрабатывал Э. Гуссерль. Особое значение имеет

Общегносеологический подход предполагает анализ познания в рамках теории познания, соотнесение данного понятия с категориями, уже имеющими свой методологический статус в гносеологии, - объяснением и интерпретацией. Понимание рассматривается как особая форма познания, цель и результат одновременно познавательной деятельности субъекта. Данному аспекту проблемы посвящены работы Н.В. Вяткина, П.П. Гайденко, С.С. Гусева, А.И. Ивина, К.В. Малиновского, М.В. Поповича, А.И. Ракитова, Г.Л. Тульчинского, B.C. Швырева, Б.Г. Юдина.

В философской литературе недостаточно внимания уделяется изучению способов и механизмов осуществления понимания, его структуры и содержания. Остается не изученным и открытым вопрос о месте понимания в познании (так, отождествление этих понятий, часто используемое, недопустимо), философском, художественном и других видах творчества. Предмет работы- взаимосвязь гносеологических и аксиологических аспектов в современном познании

Цель работы состоит в исследовании специфики познания и сущности понимания, как основы данного вида познания.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- проанализировать развитие проблематики знания;

- выявить основные черты, уточнить структуру познания;

- раскрыть онтологическое и гносеологическое содержание познания;

- исследовать проблему соотношения моральных, правовых и организационно-управленческих норм в профессиональной деятельности сотрудников ОВД