6. «...Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обу-словливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются, в конечном счете, все же решающими и образуют
Проявление объективной исторической закономерности развития общества неотрывно от деятельности людей, народных масс. Общественное развитие всегда одновременно выступает, во-первых, как движущие силы человека, людей, народных масс, и, во-вторых, как деятельностные движущие силы, проявляющиеся во всесторонней деятельности человека. В том и другом заложена и проявляется субъективная сторона движущих сил общественного развития.
В чем выражается решающая роль людей и народных масс в истории, их движущая сила в развитии общества? Если именно народы творят историю, если «люди сами делают свою историю» (Ф. Энгельс), если «история вся и состоит из действий личностей» (В.И. Ленин), то как именно люди, народные массы делают историю, творя общественно-исторический процесс? Только очень приближенно можно говорить, что деятельность народных масс носит субъективный характер по сравнению с объективно-закономерным характером процесса развития истории. Народы, народные массы одновременно являются объектом и субъектом истории. Объектом - как испытывающими на себе неумолимое действие объективных закономерностей общественного развития, в рамках которых и осуществляется деятельность народных масс. Субъектом - поскольку, выражая свое сознание, волю, свободу, целенаправленность, люди, народные массы посредством сознательных действий, проявления инициативы, активности, творчества, революционной энергии не просто воздействуют на историю, но и формируют, «складывают», творят сам общественный исторический процесс. Но это есть, с одной стороны, субъективное творение в объективных обстоятельствах, а с другой стороны - формирование субъективной деятельностью таких объективных процессов, таких общественных отношений, прежде всего объективных материальных общественных отношений, которые с объективной необходимостью направляют («организуют») дальнейшие субъективные действия людей, в результате чего сама эта субъективная деятельность людей приобретает характер объективно, естественно-исторически складывающегося и развертывающегося преемственного процесса развития, изменения и смены материальных общественных отношений, способов производств, общественно-экономических формаций. В этом диалектическая сложность, своего рода диалектическая противоречивость объектно-субъектной и субъектно-объектной деятельности народных масс в истории. «Это положение - что историю делают личности - теоретически совершенно бессодержательно, - писал В.И. Ленин. - История вся и состоит из действий личностей, и задача общественной науки состоит в том, чтобы объяснить эти действия...». Дело в том, что самый первый субъективный, сознательный, свободный исторический акт людей по совместному производству себе средств к жизни посредством орудий труда привел к формированию вовсе заранее не намеченных, не запланированных ими объективных производственных отношений (объективных материальных общественных отношений), которые после этого заставили и постоянно, во все большей мере и степени стали заставлять людей прилаживать, подлаживать, подгонять (а фактически подчинять) свою субъективную деятельность под объективные требования созданных и постоянно воссоздаваемых, изменяемых, совершенствуемых людьми материальных, производственных общественных отношений.
- 1. Мировоззрение, его структура и уровни
- 2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)
- 3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии
- 4. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. в 6 тт. Ч. 1 М., 1965. С. 439-500). Объясните, что имел в виду И. Кант? В чем по И. Канту про
- 5. А. Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, сказал: «Сущность такова: раньше считали, что если бы каким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и простран
- 6. «...Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обу-словливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются, в конечном счете, все же решающими и образуют