Античная философия
* История философии в целом. Возможно ли рассмотрение истории философии как единого процесса (Гегель) или как истории борьбы нескольких основополагающих идей (марксизм)?
* Насколько целостна философия в своем развитии и есть ли само это развитие. Региональность (Запад-Восток; в ХХ веке – континентальный проект и аналитическая философия) и ее роль в истории философии. Философские эпохи: Античность, Средневековье, Новое время. Историко-культурные схемы и парадигмы: Ренессанс, Просвещение, Глобализм и Антиглобализм и т.д. Тематизация философии: поиск Первоначала, учение о Субстанции, анализ Cogito, “поворот” к языку, антропологизм в философии и т.п. Наличие в истории философии “модных”, ситуативно актуальных тем, проблем, сюжетов, стилей философствования, литературных форм. Перекличка философских проблем, тем, сюжетов.
* Понятие философской проблемы. Проблемность философии как философская проблема.
* Связь философии с культурой (религией, искусством, литературой, наукой, бытом) эпохи, региона, социального слоя, поколения.
* История философии поэтому является историей:
Философов в историческом, культурном и социальном контекстах. Биографизм как один из подходов к изучению истории философии.
Философских текстов на соответствующих языках. Текстологический и герменевтический подходы.
Концептов, создаваемых философами и проблем, которые они выражают.
Тематических карт философии разных эпох, периодов, стран, регионов и т.д.
Общих схем философствования. Философия как антропологическая данность и ценность. Мега- и мета-философский анализ. Философствование о философии в целом.
Античная философия Общая периодизация (Лосев А. Ф.):
1.1. Космологическая ступень. Досократики VI-V вв. до н.э.
1.2. Антропологическая ступень. Софисты. Сократ. Сократики (киники, киренаики, мегарцы). V в. до н.э.
1.3. Эйдологическая, спекулятивная (speculatio – умозрение, разведка)ступень. Платон. Аристотель. IV в. до н.э.
2.1. Ранний эллинизм. Эпикур. Стоики. Скептики. IV- I вв. до н.э.
2.2. Поздний эллинизм. Эллинистически-римская философия. Неопифагореизм. Филон Александрийский. Поздние платоники. Неоплатонизм (Плотин). Гностицизм. Раннее христианское богословие. І в. до н.э.- V в.
* В 529 г. император Юстиниан “закрыл” последнюю философскую школу античности – платоновскую Академию в Афинах. 1000 лет истории античной философии завершились.
Общая характеристика античной философии. Идеи судьбы, пластического постижения мира и мировосприятия и рабство – это то, с чем Античность родилась и с чем она умерла. Это та атмосфера, из которой она никогда не выходила. Все это на самом деле – один принцип. (Лосев А. Ф.) Эрнст Курциус, напротив, говорит о свободолюбии греков, как определяющем факторе их истории и культуры.
1. Рабство – внеличностное понимание человека. Человек – вещное существо, герой или раб.
2. Пластика – вещественно-телесное понимание жизни. Внимание к физическому совершенству, скульптуре, телесности. Античное понимание стыда.
3. Судьба (ανάγκη) – отличие от современного негативного понимания. Благородство и достоинство человека перед лицом Рока. Свобода и героизм.
* Добавляют также особую сбалансированность греческой философии, ее универсализм и разнообразие.
* Я бы усилил: греки были просто помешаны на чувственности и красоте: мира, людей, вещей, кораблей, человеческих тел, поступков, речи и т.д. Греки ужасно расстраивались, если в каком-либо деле нельзя было достичь красоты. Своим основным отличием от варваров эллины считали стремление не только к пользе и эффективности, но и к прекрасному. Любое дело должно быть сделано хорошо (с пользой), достойно и красиво.
Сюда же: О греческом языке. Курциус Э.: “Первым самостоятельным делом эллинов была разработка языка и первое же дело было выполнено художественно”
Сюда же: Καλοκἀγαθία (κᾰλός – (1) красивый, прекрасный, прелестный, изящный. (2) прекрасный, благородный, славный. (3) благополучный, счастливый, удачный. (4) чистый, настоящий. (5) превосходный, отличный. Κἀγαθός (καὶ ἀγᾰτός) ἀγαστός = ἀγᾰτόν – достойный восхищения, замечательный, изумительный = ἐρᾰτός – прелестный, милый, приятный, очаровательный. Глагол ἐράω – страстно любить, быть влюбленным. Χάρις – прелесть, изящество, красота, привлекательность; радость, наслаждение, блаженство. Κάλλος καὶ χάρις (Гомер)
– антропологический, социальный, нравственный идеал греков. Собрание совершенств человека (здоровье, физическая красота, богатство, ум, доблесть, нравственная чистота). В исходном варианте – явно эротическая, любовная основа. Все прекрасное – добро. Платон: лишь доброе – истинно прекрасно.