logo search
Основы философии

Тема 1.8 Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия связана с именами: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах и др. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере. научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Работы и открытия: А. Смита, Л. Гальвани, А. Вольта, Х.К. Эрстеда, М.В. Ломоносова, Ж.Б. Ламарка, Р. Броуна и др. выдвинули на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности. Отсюда и вера в могущество разума, гуманизм, но главное завоевание эпохи - разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. Принцип тождества диалектики, логики и теории познания нашел наиболее полное отражение в философии Гегеля. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Был применен диалектический метод к историческому процессу, попытка сформулировать закон общественного развития.

Характерные признаки немецкой классической философии: вера в исторический прогресс, в плодотворность научного и философского познания, а также гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, как предмет философии.

Выдающуюся роль в развитии немецкой философской культуры сыграли: Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Ф. Шиллер и др.

Философию марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии. Он возник в 40-х годах ХIХ в. в Германии. И представляет собой сложную мировоззренческую систему, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое учение.

Вклад марксизма в философию:

1) Впервые было достигнуто единство материализма и диалектики.

2) Материализм был распространен на объяснение общественной жизни.

3) Принципиально изменился предмет философии.

4) Философия стала рассматриваться как нечто незавершенное, подлежащее непрерывному обогащению и корректировке.

Марксизм имел очень большое значение в европейской и общечеловеческой духовной культуре, в том числе и философской. В дальнейшем учения Маркса и Энгельса развивались, крупные школы и последователи имелись и имеются в некоторых странах мира.

Таким образом, философия Нового времени антропоцентрична, т.е. в центр внимания ставит человека. Считается, что доступ к пониманию мира открывает познание. Отсюда преобладающий интерес к методам и способам познания, что приводит к развитию наук и желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым, моральным, экономическим и политическим.