logo
Основы философии

Тема 1.4 Философия Средневековья

Средневековая философия охватывает период с У по ХУ вв. Она имела два источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, и второй - Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства. Церковь являлась в те времена монополистом в области культуры и образования. Философия понималась как <служанка богословия", те. как дисциплина. отрасль знания. подводящая к более высокому и важному знанию - теологическому. Большинство философов были представителями духовенства.

Средневековую философию можно условно разделить на 2 основных этапа: патристика и схоластика.

1) Патристика (с 1 по УIII вв.) представляет собой ранний этап развития христианства. Разработчики основных догматов: Августин Блаженный, Тертуллиан, Ориген и др. Главные проблемы патристики: проблема сущности Бога; осмысление веры и разума, откровения христиан; понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - "Град Божий"; отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души и др.

2) Схоластика (IХ-ХУ вв.) представляет более развитый этап. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются и изучаются. Представителей схоластической философии - Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентенберрийский, Альберт Великий и др. Основные проблемы этого этапа по содержанию были связаны с Божеством и тайной спасения, но на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки, Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, еще и наукой - философией.

Таким образом, философия средних веков оказалась в жесткой зависимости от религии и тем самым внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом независимо от рациональной принадлежности и социального положения, воспитывая людей в духе любви и терпимости.