logo search
Основы философии

Тема 1.9 Западная философия второй половины ХТХ-ХХ вв

Западная философия второй ПОЛОВИНЫ Х1Х-ХХ вв. продолжает традиции Нового времени с рационализмом и верой в науку, но, тем не менее, заметно возрастает интерес к проблемам взаимодействия общества и природы, к осмыслению результатов развития современной цивилизации.

В целом западная философия этого периода представляет собой многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, не редко противостоящих друг другу. Крупнейшие из них:

философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер), сделавшая предметом своего исследования "жизнь" в ее целостности и объявившая высшей ценностью - волю (к жизни, к власти, к творчеству);

позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах, Б. Рассел, К. Поппер),резко ограничивший сферу истинного ("позитивного") знания, сводя их к знанию отдельных фактов и поставивший под сомнение значимость философии. Объяснив, что любая наука сама себе философия.

экзистенциализм (Н. Бердяев, Л. Шестов.К. Ясперс.М. Хайдеггер. Ж-П. Сартр.А. Камю) противопоставивший философии, нацеленной на познание сущностей, философию существования (лат. ехi8е11iа - существование);

прагматизм (Ч. Пирс, Д. Джемс, Д. Дьюк), попытавшийся <реконструировать" философию путем превращения ее в инструмент решения конкретных проблем, встающих перед людьми, где главным критерием истины была объявлена ее полезность (греч. "прагма" дело, польза);

феноменология (Э. Гуссель), выступившая против резкого расчленения объекта и субъекта познания и сосредоточившая все внимание на раскрытии смысла предмета, заложенного в нашем сознании, в силу чего предмет является нам именно таким (греч. <феноменон> - являющееся - герменевтика (Х. Гадамер, П. Рикер, Т. Кун) избравшая способ философствования истолкование, понимание текстов, поскольку в них содержится языковая интерпретация нашего мироощущения и миропонимания (от греч. "герменево"-истолкование);

неотомизм (Ж. Маритен, Ю. Бохеньский, Г. Веттер), возродивший философию Фомы Аквинского в новых исторических условиях с антропологической ориентацией.

Таким образом, западная философия конца ХIХ-ХХ вв. многопредметна. Это выразилось в многообразии школ и направлений и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее остававшиеся неизменными, включаются в орбиту их научного и философского осмысления.