1. Философский смысл учений Сократа
Сократ - (ок. 470/469-399 до н.э.), афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника - диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Родителями Сократа были скульптор Софрониск и Фенарета. Отец был зажиточным гражданином, однако сам Сократ нисколько не заботился о своем имуществе и к концу жизни чрезвычайно обеднел.
О жизни и взглядах Сократа известно немало, но, так как Сократ ничего не писал, свое учение он излагал только в устной форме. Судим о нем мы по книгам его учеников. Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что «Сократ обладал больше всех на свете воздержанием в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычкой к умеренности в потребностях, что при совершенно ничтожных средствах совершенно легко имел все в достаточном для него количестве». Он говорил, что «легкое времяпрепровождение и удовольствия, получаемые сразу, без труда, ни телу не могут дать крепости, ни душе не доставляют никакого ценного знания; напротив, занятия, соединенные с упорным трудом, ведут к достижению нравственного совершенства».
Современники отмечали силу воздействия Сократа на окружающих. Один из собеседников вспоминал, что он цепенел от речей Сократа. Слушателям казалось, что нельзя дальше жить так, как они жили.
Про Сократа можно сказать, что он был последним из софистов, несмотря на то, что большая часть его практических действий была направлена против учений софистов, весьма распространённых к этому времени в Афинах. Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относительна, т.е. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчеркивал всеобщность истин философии. Софисты были правы, утверждая, что боги различны у разных народов, но нравственные ценности, полагал Сократ, должны быть одинаковы для всех людей. Если для софистов мера вещей -- индивидуальный человек, то для Сократа -- человек как родовое существо. Прежние религиозные верования и нравственные нормы софисты подвергали анализу и критике, но Сократ пошел дальше их. Его позиция была конструктивной, поскольку он заложил основы новой нравственности, базирующейся на мудрости и вырабатывающей общезначимые ценности.
Сократ на протяжении всей жизни удивлялся, почему люди такое большое внимание уделяют вещам очень далёким от них (космос, материя, основа бытия, сущность), в то время как на вещи, непосредственно связанные с их личным бытием (душа, чувства, разум, воля, потребности), почти не обращают внимания. Сократ, вслед за софистами, считал человека последним и конечным критерием для измерения политических и общественных устройств.
Поэтому Сократ стремился переориентировать человека на самого себя в соответствии с широко известным изречением дельфийского оракула: «познай самого себя, и ты откроешь тайну всех вещей».
Особый интерес с точки зрения этики представляет взгляд Сократа на сопротивление злу. Лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее, хотя и то, и другое плохо, считает Сократ. В пользу добродетельной жизни Сократ приводит помимо этических космогонический (без справедливости не было бы космоса как «порядка») и теологический (посмертная судьба зависит от того, как человек жил на Земле) аргументы. Многие мотивы сократовского диалога «Горгий» -- необходимость ограничения потребностей и др. -- будут повторяться затем на протяжении всей истории философии, найдя свою кульминацию в спорах о ницшеанстве с его представлением о воле к власти как движущей причине человеческих устремлений.
С Сократа начинается этический этап развития философии, потому что он выдвинул формальные основания для создания новой науки и разработал ее метод. Науки существуют постольку, поскольку их истины справедливы для всех. Если бы для одного 2x2 было равно 4, для другого -- 5, для третьего -- 6, не было бы науки математики. То же самое и в сфере морали. И здесь надо узнать, сколько будет 2x2, и, узнав, все люди будут вести себя, как считал Сократ, в соответствии с этим. Общепринятые нормы человеческих поступков существуют, по Сократу, потому, что существует общезначимое знание. Надо сообщить это знание людям, точнее, помочь прийти к нему им самим, и тогда все будут вести себя одинаково и перестанут ссориться друг с другом. Знание добродетели заложено внутри человека, и его выявление ведет к всеобщему счастью.
Представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности, и есть главная заслуга Сократа. Сегодня об этом говорят многие, но еще 2500 лет тому назад философ задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармоничной? И ответил: чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех.
Существует противоречие в том, что, с одной стороны, человек -- мера всех вещей, а с другой стороны, моральные нормы универсальны. Сократ преодолевает его созданием своего метода. Сократ отличался от софистов тем, что не просто учил, т.е. передавал знания, а пользовался методом приведения людей к истине, благодаря которому каждый приходит к ней сам. Довести до сознания индивида дремлющее в нем знание призван был сократовский метод майовтики. Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путем последовательных рациональных шагов мысли человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, а можно только самостоятельно открыть для себя. Основным в учении Сократа было то, что к благу, даваемому общезначимым знанием, каждый приходит, что называется, своим умом. Никакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо, и в этом Сократ соглашался с Конфуцием. Человек сам должен понять, что надо поступать именно так, но ему нужно помочь «родить плод добродетели». Отвечая на обвинения, Сократ говорил, что никогда никого ничему не учил, а только не препятствовал другим задавать ему вопросы и задавал вопросы сам. Это и составляло суть того метода диалога и приведения к истине, который исповедовал Сократ.
Для того чтобы дремлющее в душе человека знание проявилось, надо, чтобы он совершил над собой усилие познать то, что заложено в нем. Сократ обратил человека к самому себе, призвал его к самопознанию. Отсюда афоризм, который он часто повторял: «Познай самого себя». Это важнейший принцип, с которого берет свое начало этика как практическая философия, размышляющая не над тем, как устроен мир, а над тем, что в этом мире делать человеку и кто он такой. Все основные направления учения Сократа связаны между собой, выявляя своеобразную структуру его духа.
Утверждение «Познай самого себя» происходило из утверждения, что «добродетель есть знание», и, стало быть, нравственное совершенство личности невозможно без познания своих способностей и сил.
Сократ имел привычку спрашивать у людей ответы на вопросы, которые считались удручающими и неприятными, с тем, чтобы опровергнуть общепринятые поверхностные объяснения и положить начало критическому познанию. Сократ принуждал своего собеседника точно и однозначно сформулировать свою мысль. Сократ признавался, что и сам не знает ответа на некоторые вопросы, однако, как он считал, имел преимущество перед теми, кто не знал ответа на вопросы, полагая, что обладает таким знанием. В связи с этим известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Познание самого себя являлось кредо Сократа. Привычка Сократа критически относиться к общепринятым и согласованным мнениям его поколения привела к судебному преследованию в 399 г. до н.э. и его смерти.
У Сократа было много учеников, которые образовали школы. Можно сказать, что из Сократа вышла вся античная философия: из его разума -- академики и перипатетики, из его чувств -- киники и киренаики, из его иронии -- скептики, из его смерти -- стоики.
Ученики Сократа получили название «сократиков». Их разделяют на тех, кто развивал все основные направления философии Сократа, и тех, кто занимался каким-то одним направлением. Первых называют полными сократиками и относят к ним Платона и Аристотеля; вторых -- неполными сократиками, кто уделял основное внимание этике, с одной стороны, и логике -- с другой.
- 1.Специфика философских проблем
- 2. Философия и мировоззрение.
- 3. Исторические типы мировоззрения.
- Мифология.
- Религия.
- 4.Основные направления философии.
- 5. Структура и функции философии.
- 7. Основные проблемы досократовской философии.
- 8. Сократ, Платон, Аристотель.
- 1. Философский смысл учений Сократа
- 2. Учение Платона
- 3. Аристотель
- 9.Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
- 10.Общая характеристика философии Средневековья
- Периодизация Средневековой философии
- Патристика (II-VI век н.Э.)
- Схоластика(VII-XIV)
- 11. Основные черты средневекового христианского мировоззрения.
- 12. Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского
- 13.Номинализм у.Оккама.
- 14.Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 15. Николай Кузанский и Джордано Бруно.
- 16. Общая характеристика философии Нового Времени.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Индуктивный метод
- 18. Рационализм р. Декарта.
- 20.Общая характеристика немецкой классической философии.
- 1. Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия канта
- 3. Философия гегеля