Схоластика(VII-XIV)
Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога - он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.
Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.
Рассматриваемый спор между номиналистами и реалистами можно представить в понятиях сущность и существование. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.
Спор номиналистов и реалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.
Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие. Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.
- 1.Специфика философских проблем
- 2. Философия и мировоззрение.
- 3. Исторические типы мировоззрения.
- Мифология.
- Религия.
- 4.Основные направления философии.
- 5. Структура и функции философии.
- 7. Основные проблемы досократовской философии.
- 8. Сократ, Платон, Аристотель.
- 1. Философский смысл учений Сократа
- 2. Учение Платона
- 3. Аристотель
- 9.Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
- 10.Общая характеристика философии Средневековья
- Периодизация Средневековой философии
- Патристика (II-VI век н.Э.)
- Схоластика(VII-XIV)
- 11. Основные черты средневекового христианского мировоззрения.
- 12. Доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского
- 13.Номинализм у.Оккама.
- 14.Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 15. Николай Кузанский и Джордано Бруно.
- 16. Общая характеристика философии Нового Времени.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Индуктивный метод
- 18. Рационализм р. Декарта.
- 20.Общая характеристика немецкой классической философии.
- 1. Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия канта
- 3. Философия гегеля