logo search
otvety_filosofia

Уровни и формы научного знания

Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического которым соответствуют эмпирическое и теоретическое исследования. Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному - процесс научного познания связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.

2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.

3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

В процессе своего становления научное знание проходит разные этапы, которым соответствуют определенные формы развития знания: проблема (задача), гипотеза, факт, теория.

Импульсом к развитию научного знания является объективно возникающие в ходе его развития проблемы или целостный комплекс вопросов. Главным источником появления проблем и задач в науке являются противоречия между теорией и фактами.

Гипотеза - научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределено.

Основой для выдвижения гипотезы и создания теории явл. – факт, в философии науки означает особого рода положения, фиксирующие эмпирическое знание.

Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, означает систему взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений.