logo
otvety_filosofia

Движение и развитие. Понятие прогресса.

Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение Определение В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано:[3] оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение — объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают (см. стрела Зенона, дихотомия, Ахиллес и черепаха). На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики. Виды и формы Движение существует в разнообразных формах. Разнообразие форм движения как атрибута материи определяет многообразие форм организации материи. Фридрих Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделил несколько основных форм движения:  механическая  физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная);  химическая  биологическая  социальная  географическая Энгельс также указывает на преемственную связь между всеми формами движения материи: высшие формы не сводимы к низшим, но обязательно их подразумевают.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации. Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития. Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это - не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, Помимо этого, развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях (в этом отношении их известную организованность) и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.Направленность - третий критериальный признак развития. Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций. Научная диалектика подчеркивает неразрывность единства и «борьбы» в процессе развития. Единство противоположностей относительно - как равнодействие, равновесие, т. е. в количественном отношении. В качественном же аспекте, как взаимодополняемость и связь в составе целостной системы, единство противоположностей абсолютно. Итак, единство противоположностей и относительно, и абсолютно.

Существование двух противоположных элементов развития – высшего и низшего – определяет наличие двух противоположных процессов – прогресса и регресса. Прогресс – движение от низшего к высшему, регресс – обратный ему процесс. Они выступают как 2 составляющие целостного процесса развития. Прогресс относителен: он всегда приводит к утрате и каких-то положительных черт реальности. Так, появление человека представляет собой возникновение более сложной и совершенной, универсальной биологии, однако человеческий организм расплачивается и некоторыми потерями за прогресс. Прямая походка – отнюдь не самый экономичный способ движения, она привела также к более трудным, чем у животных, родам.  С позиций научной философии единственно правильный путь разрешения проблем человеческого существования – путь прогресса. Например, единственный выход из кризиса, связанного с истощением природных ресурсов – путь прогресса, основанного на научном управлении общественным развитием, использованием природных ресурсов Земли и Космоса.