Уровни и формы научного знания
Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического которым соответствуют эмпирическое и теоретическое исследования. Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Важнейшие методы научного познания:
1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному - процесс научного познания связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.
2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.
3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
В процессе своего становления научное знание проходит разные этапы, которым соответствуют определенные формы развития знания: проблема (задача), гипотеза, факт, теория.
Импульсом к развитию научного знания является объективно возникающие в ходе его развития проблемы или целостный комплекс вопросов. Главным источником появления проблем и задач в науке являются противоречия между теорией и фактами.
Гипотеза - научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределено.
Основой для выдвижения гипотезы и создания теории явл. – факт, в философии науки означает особого рода положения, фиксирующие эмпирическое знание.
Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, означает систему взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений.
- Предмет философии Специфика философского знания.
- Проблема возникновения философии.
- Античная философия (основные проблемы и представители)
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Сенсуализм и рационализм Нового времени
- Немецкая классическая философия
- Зарождение философской мысли в Древней Руси
- Основные направления русской философии XIX в.
- Русский космизм
- Философская картина мира. Понятие материи
- Движение и развитие. Понятие прогресса.
- Пространство и время и их свойства.
- Происхождение сознания
- Структура сознания. Сознание и самосознание
- Чувственное и рациональное познание.
- Значение практики для познания
- Уровни и формы научного знания
- Формационная концепция общественного развития.
- Цивилизационная концепция общественного развития.
- Теория индустриального и постиндустриального общества
- Проблема человека в философии
- Философское понятие культуры
- Проблема ценностей в философии
- Глобальные проблемы современности