Любак а. Де. Драма атеистического гуманизма. М.: «Христианская Россия», 1997
С.9-37
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДРАМА АТЕИСТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА
Глава первая
ФЕЙЕРБАХ И НИЦШЕ
ТРАГИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ
Восхитительна скульптура в Шартрском кафедральном соборе, изображающая Адама, тело которого, вo всей его первозданности, возникает из матери-земли из-под Важней длани, И уже в лике первого человека воспроизведены черты Того, Кто его вылепил из праха земного. Притча в камне зримо и столь же просто, сколь выразительно передает таинственные слова Книги Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божиему сотворил его».
Христианское предание с самого своего зарождения не перестает истолковывать этот стих Писания. Оно увидело в этом стихе исконное свидетельство нашего высокого происхождения, основание нашего величия. Разум, свобода, бессмертие, господство над природой — все эти исключительные характеристики божественны по своему происхождению и, будучи переданы Богом Его твари, сияют на лике последней. Изначально утвердив человека в образе Божием, каждое из этих властных свойств должно затем достичь полноты, дабы утвердить его в подобии Божием. Через них открывается человеку его высочайшее предназначение.
«Познай себя, о человек!» К этому всех призывала через своих учителей и апологетов Церковь первых веков. Повторяя вслед за Эпиктетом сократовское «gnothi seauton»1, она преобразила этот призыв и придала ему глубину. То, что у античного мудреца было советом обратить внимание на мораль, становится призывом к преодолению материального мира, к метафизическим рассуждениям. Познай себя, зовет Церковь, то есть познай свое благородство и свое достоинство, пойми величие своего существа и своего призвания, того призвания, что составляет твое существо. Научись видеть в себе искру Божию, то, что сотворено для Бога. «О человек, не пренебрегай тем, что в тебе достойно восхищения! Ты полагаешь, что ты ничтожен, но я научу тебя, что воистину ты — нечто великое!.. Будь бережен с тем, чем ты являешься! Почитай свое царственное достоинство! Ни само небо не было создано по образу Божию подобно тебе, ни луна, ни солнце, и ничто из всего сотворенного... Вот и выходит, что ничто из сущего не в силах вместить твое величие». Мудрецы скажут тебе, что ты — «микрокосм», маленький мирок с теми же началами и из тех же элементов, так же устроенный и в тех же ритмах колеблющийся, что и большая вселенная; от них ты узнаешь, что сделан по ее образу и подчиняешься ее законам; они изображают тебя винтиком, самое большее — моделью, кратким описанием космического механизма. И, утверждая это, они совсем не обманывают тебя. Все, что они скажут о твоем теле и обо всем том, что они называют «природой» или «естеством», будет правдой. Но, если ты заглянешь глубже, да еще если размышления твои будут просвещены наставлениями святых книг, ты будешь поражен глубинами, что откроются тебе. Твоему взору предстанут непостижимые обширные пространства. И вскоре ты осознаешь, что ты в каком-то смысле бесконечно превосходнее всего этого великого мира и что в действительности «макрокосм» этот каким-то образом содержится в том, что представляется «микрокосмом»... In parvo magnus2. Можно подумать, что этот парадокс заимствован у одного из наших великих современных мыслителей-идеалистов. Ничего подобного. Формула эта предложена была Оригеном, затем ее повторил Григорий Назианзин, а после него и многие другие. Святой Фома Аквинский предлагает равноценное истолкование этой фразы, замечая, что душа в этом мире «continens magis quam contenta»3, и то же мы вновь слышим из уст Боссюэ.
Конечно, человек сотворен из праха и нечистот, или, выражаясь современным языком, у него животное начало. Церковь о том не забывает, чему служит подтверждением уже упоминавшееся место из Книги Бытия. Не приходится сомневаться также и в греховности человека. Церковь неустанно напоминает об этом. То уважение к себе, то осознание человеческого достоинства, которое Церковь старается внушить человеку, не от верхоглядства и неискушенности. Подобно Христу, она знает, «что в человеке»4 ...Но равным образом ей ведомо и то, что такое ничтожество его плотской природы нимало не принижает его призвания и что наносимые грехом язвы не в силах поколебать основания, из которого вырастает это призвание, начало неотчуждаемого величия. Церковь думает, что ему должно следовать и в обстоятельствах нынешней, временной жизни, его следует выказывать в качестве источника свободы и как начало, потребное для противостояния силам зла. Она, наконец, усматривает в тайне Бога, ставшего человеком, залог нашего призвания и решительное освящение нашего величия. Потому и возможно превозносить всякий день за литургией «достоинство существа человеческого», даже не дожидаясь того, когда мы возвысимся, чтобы родиться вновь...5.
Эти азбучные истины нашей веры кажутся нам сегодня чем-то банальным, так что мы часто даже не пытаемся вдумываться в их значение. Нам даже представить себе невозможно, как они должны были потрясать душу античного человека. Стоило лишь провозгласить их, и человечество воспрянуло духом, обрело надежду. Мучавшие его темные предчувствия, нанося ответный удар, еще сильнее обострили осознание его жалкой участи. Но человечество почувствовало себя освобожденным. И понятно, что сначала и речи быть не могло об освобождении внешнем, например, о вызволении из-под гнета рабства. Существование рабства определялось условиями технического и хозяйственного порядка, и потому сходило на нет, уничтожалось рабство постепенно, медленно, но верно, и под непосредственным давлением христианских представлений о человеке. «Бог, — мы вновь цитируем Оригена, — сотворил всех людей по образу Своему, всех и каждого в отдельности». С самого начала эта идея стала оказывать куда более глубокое воздействие. Так человек в своих представлениях о себе освобождался от онтологического рабства, обрекавшего его на покорное подчинение судьбе. Звезды, неуклонно следующие своими путями, оказывается, вовсе не управляют нашей участью роковым, неумолимым образом! Ведь у человека, любого и каждого, кем бы он ни был, есть прямая связь с Творцом, Владыкой самих этих звезд! Всякие силы, коим несть числа, все эти боги, духи, демоны, что опутывали жизнь человеческую узами тиранического произвола, вселяя в каждую душу смятение и страх, — обратились в прах, а то святое начало, которое было сокрыто среди них, не исчезло, но было обретено вновь, единым, очищенным, возвышенным — в Боге-Освободителе! Отныне не только узенький кружок посвященных в некую тайну мог уповать на то, что удастся разорвать заколдованный круг: все человечество вдруг увидело свет в ночи, и этот свет даровал ему сознание царственной свободы. Нет рокового замкнутого круга! Нет слепой судьбы! Нет Eimarmene! Нет Fatum!6. Бог потусторонний (transcendent), Бог — благодетель рода человеческого, открывает Себя в Иисусе, указуя путь, который ничто не в силах преградить. Отсюда это чувство облегчения, новой радости, наполняющей первые христианские тексты. Остается только пожалеть, что эта литература в силу ряда непреодолимых (частично) причин так далека сегодня от нас, Какого богатства и какой мощи лишается наша вера без, например, тех торжественных гимнов и властных воззваний, так впечатляющих в «Protreptique» Климента Александрийского!
Но, двигаясь от столетия к столетию, в преддверии «нового времени», мы обнаруживаем нечто странное. А именно: то же самое христианское представление о человеке, некогда воспринятое как освобождение, начинает ощущаться гнетущим игом. Тот самый Бог, в Котором человек узрел залог собственного величия, начинает казаться человеку неким противником, соперником, недругом человеческого достоинства. Слишком затянулось бы наше исследование, попытайся мы разобраться во всей этой веренице непониманий, искажений, даже уродства и предательств, попробуй мы выяснить, какому роду ослепляющей нетерпимости и какой разновидности «'hybris»7 они обязаны своим появлением. Исторические причины всего этого многочисленны и запутаны. Но факт налицо, он прост и весом. Подобно древним отцам, великие средневековые учителя независимо от школ и направлений также превозносили человека, истолковывая то, чему всегда учила Церковь, говоря о взаимоотношениях между человеком и Богом: In hoc homo rnagnificatur, in hoc dignificatur, in hoc praeeminet omni crea-turae!8. Но внезапно все это перестало волновать человека. Напротив, он стал считать, что возвыситься и достичь самоуважения и вполне освободиться он сможет лишь, если разорвет свою связь с Церковью, а затем и с Самим трансцендентным Существом, от Которого он, согласно христианскому преданию, зависел. Поначалу этот разрыв был похож на возвращение к античному язычеству, но движение в этом направлении углублялось и ширилось, так что в XVIII-XIX вв., претерпев ряд превращений, разрыв с Богом привел к самым дерзким и заразительным формам, превратившись в современный атеизм. Для абсолютного гуманизма, признающего только человеческое и притязающего на то, чтобы быть единственно истинным и достоверным, гуманизм христианский, христианская человечность заслуживают разве что насмешки.
Этот атеистический гуманизм ничуть не похож на жизнерадостное и грубо материалистическое безбожие, которое столь же обыденно и пошло, сколь и распространено всегда и повсюду, и которое не заслуживает особого внимания. Он противопоставляет себя также принципиально (но не скажешь, что и в своих плодах) атеизму безнадежности, отчаяния. Поостережемся определить этот вид безбожия и словосочетанием «критический атеизм» — тут эта дефиниция явно недостаточна и неполна. Ведь атеистический гуманизм, по сути дела, не выступает в качестве простого вывода из некоей умозрительной задачи и тем более не подает себя как чисто отрицательное решение вопроса: нет, дело изображается так, словно разум, достигнув зрелости, приступил к «пересмотру» вопроса о Боге и обнаружил, что приемы, которыми он пользовался, то ли не достигли намеченной цели, то ли вообще обнаружили нечто, противоположное тому, во что так долго веровали. Явление, господство которого заметно в истории мысли последних двух столетий, представляется одновременно и весьма глубоким, и очень произвольным. Тут замешан не только разум. Вопрос ставился как вопрос о человеке, и желательно было получить положительный ответ на него. Человек устраняет Бога, чтобы лично вступить во владение своим человеческим величием, полагая, что оно неправедно присвоено кем-то другим. В Боге человек видит помеху, препятствующую завоеванию свободы.
Итак, современный гуманизм строится из неудовлетворенности и начинает с выбора. Чтобы определить его, можно взять слова Друдона, говорившего об антитеизме, противобожии. Только у Прудона этот антитеизм поначалу имел дело с общественной сферой, где он боролся с ложным представлением о Промысле. Это был отказ от примирения с экономическими противоречиями, порождавшими нищету, которые экономисты и собственники, по более или менее сознательному сговору между собой, пытались выдать за нечто санкционированное небесами и что они почитали и славили как гармонию. Прудон восставал потому не столько против Бога как такового, сколько против определенных попыток ссылаться на Его власть. Переходя впоследствии в сферу метафизики, он все-таки вводит в свою концепцию положение, гласящее: «Бог — неисчерпаем»: та борьба, в которую человек вовлечен по необходимости и которая есть борьба с Богом, — «борьба вечная»; «предположение о существовании Бога» возрождается вновь и вновь «из действительности, окружающей человека»: всегда, после всяческих отрицаний и отвержений, вновь восстает нечто превосходящее человека — Прудон в таких случаях предпочитает говорить о Справедливости — и, представ перед человеком, не позволяет ему счесть себя Богом. Прудон отказывается следовать за теми, кого он называет «гуманистами» или «новыми атеистами», и отказывается решительно, хотя и поддается их влиянию и заимствует у них манеру выражаться. Уж слишком они радикальны в своем антитеизме. В точке наибольшего своего сосредоточения этот антитеизм порождает величайший кризис нового времени, тот самый кризис, перед которым мы стоим ныне, чреватый хаосом, порождающим тиранию и коллективные преступления, оборачивающиеся пожарами, развалинами и кровью.