Дух христианства
Чувства, которые испытывал Ницше по отношению к Иисусу, всегда оставались очень смешанными. Как и его суждения о христианстве. Он дошел до того, что стал видеть в нем не столько ложный, сколько износившийся идеал. «Это из-за нашего слишком сурового и слишком утонченного благочестия, — мог он сказать, например, — мы перестали ныне быть христианами». Это по поводу христиан нашего времени, про нас, каковы мы в нем. Его презрение метко хлещет по нашей посредственности и нашему лицемерию. Он целит в наши слабости, украшенные красивыми именами. А мы взываем к мощной и радостной суровости «начального христианства», которое нередко оказывается «слащавым и расплывчатым». Можно ли возлагать всю вину только на Ницше? Мыслимо ли отстоять от его нападок все, что «носит сегодня имя христианского»? Когда он восклицает, например, обращаясь к нам: «Надо, чтобы они спели мне лучшие песни, чтобы я научился веровать в их Спасителя! Надо, чтобы у Его учеников были более спасительные мелодии!», дерзнем ли мы высказать негодование? А представлено ли в нас, христианах, христианство «как нечто великое, из чего можно черпать радость и восторг, и что вполне поддается прочтению»? Неверные, которые каждый день сталкиваются с нами, видят ли они исходящее от нас сияние той радости, которая привлекала двадцать столетий назад самые избранные языческие души? А наши сердца? Разве это сердца людей, воскресающих вместе с Христом? Способны ли мы в середине века свидетельствовать о Блаженстве? Короче говоря, мы в силах распознать кощунство в ужасном изречении Ницше и в том контексте, который ее окружает: но не должны ли мы вместе с тем признать себя теми, кто подтолкнул Ницше к богохульству?
Такова трагичность современной обстановки. Что бы там ни было в минувшем, нам было сказано, что сегодняшнее христианство, наше христианство, — враг Жизни, ибо само оно не слишком живо. «Я вижу, — писал уже Жак Ривьер в 1907 г. в письме Полю Клоделю, — что христианство умерщвляется... Неясно, зачем над нашими городами еще возносятся шпили, которые уже для нас никакая не молитва; неизвестно, что хотят сказать эти огромные здания, которые заняты ныне вокзалами и больницами, откуда люди изгнали монахов; непонятно, что должны изображать эти воткнутые в могилы кресты, имитирующие мрамор, отвращающие напыщенностью безвкусного искусства». И, наверное, на эти тоскливые причитания Клодель ответил весьма удачной фразой: «Метина нимало не интересуется числом людей, которых ей удалось убедить». Но если те, которые сохранили верность истине, сами кажутся лишенными «добродетели» или «доблести», то есть представляются, так сказать, лишенными внутренней силы, то не покажется ли оправданным отказ других? Вот, по сути дела, те же соображения касательно приговора, что и у Ницше. Опыт, подтверждаемый чуть ли не ежедневно, показывает, что значительная часть наиболее суровых упреков приходит то от наших худших недругов, то от благонамеренных людей. Тональность, намерения, глубинные побуждения различны, но суждения, в конечном, счете те же самые. Сходство удивительное, но многозначительное. Между лучшими из тех, кто нас подобным образом разочаровывает, есть и наиболее проницательные и наиболее одухотворенные, и их раздирают противоречивые чувства: с одной стороны, влечет Евангелие, учение которого всегда выглядит преисполненным мощи и новизны, привлекает и Церковь, в которой они чувствуют некую, более чем человеческую действительность, и единственное учреждение, способное предложить наряду с исцелением от недугов наших решение вопроса о нашем предназначении. Но в то же время они колеблются на самом пороге: их удерживает то зрелище, которое мы им предлагаем, мы, сегодняшние христиане той «Церкви, коей мы являемся». Эти люди приходят к тому чтобы подумать и «сказать, что то, что еще остается от евангельского идеала в мире, выжило и вне наших стоянок». Дело не в том, чтобы они нас так уж осуждали; скорее, они не в силах относиться к нам серьезно. Разве история осудила Ромулуса Августула за то, что он не смог повторить дело Цезаря или Августа? Она лишь констатировала то обстоятельство, что он был последним наследником Империи, когда в ней уже не осталось жизненных соков... Так и мы со своей Церковью в глазах некоторых своих современников: они ощущают некую смесь почтения и пренебрежения по отношению к нам.
И здесь же — искушение, подстерегающее многих из нас. Пока огромная масса все тяжелеет и разбухает, кощунствуя повседневно (и с каждым днем все больше, хотя и как будто всегда заступаясь за Спасителя, но понимая Его все меньше и меньше), пока набожные круги, «назидательные» круги стремятся представить доказательства в пользу Спасителя, прибегая так часто к помощи весьма посредственной культуры и сомнительной духовной жизни, это искушение проникает в Церковь людей зрячих, внемлющих, мыслящих. Оно подстерегает христиан, не желающих прятать свою веру за нагромождениями заблуждений. «Да, — как бы говорят они, — все это правда. Если брать в целом, христианство наше пресновато. Несмотря на все благородные усилия вернуть ему жизнь и свежесть, оно капризно, обыденно, склеротично. Оно скатилось к формализму и рутине. Так мы его осуществляем на деле, так мы его изначально мыслим, это религия немощная, недейственная, религия обрядов и чинопочитания, украшательств и простонародного утешения, в ней нет серьезной глубины, нет действительной заинтересованности в действиях человека, иногда и искренности нет. Религия вне жизни, или, точнее, это мы ее вывели за пределы жизни. Вот чем становится в наших руках Евангелие, вот во что превращаются те величайшие упования, которые Евангелие ставило прежде и выше мира! И можно ли расслышать, почувствовать дыхание того Духа, Который стал Воссоздателем всего сущего и обновителем лица земли? Многие из нас не исповедуют ныне католицизм по тем же самым соображениям внутреннего удобства и социального конформизма, из-за которых они столь отталкивающи и из-за которых как будто нет двадцати веков беспокойной новизны Благовествования, "Хорошей Новости"... Но что уж говорить о подобной переменчивости, если налицо такая смесь из политики и "набожности", да еще религия должна искать для себя тут место? Зло есть зло, пусть ущербность "практикующих" христиан и отличается от светской порочности. Самые добродетельные сами по себе не обязательно всегда оказываются самыми неущербными. Нетерпимость к любой критике, неспособность к каким бы то ни было преобразованиям, боязнь разума — все это разве не знамения зла? Христианство клерикалов, христианство формалистов, христианство угасающее и коснеющее... Словно бы великий, никогда не прекращающийся поток Жизни решил немного отдохнуть...»
Вот то самое место, дойдя до которого рассуждение начинает превращаться из смелого и ясного обличения в сатиру с ее неизбежными передержками; здесь-то и возникает искушение. Искушение, которое некогда разоблачали пророки, предостерегающие от «косого взгляда»: здесь этот взгляд косит в сторону нового язычества, похищая нечто из той силы и той жизни, что увенчаны нимбом. Незаметно упреки нашему христианству превращаются в критику самого христианства. Заявив о том, как плохо мы следуем христианским добродетелям, как зачастую мы их осуществляем негативным образом, т.е. фактически отрицаем их (а они, между прочим, составляют основу и суть христианства), переходят к нападкам на сами добродетели. Насмешки над неистинным христианством, которое «ни по природе, ни по благодати» не представляется чем-то значительным, завершаются присоединением к ницшеанской сатире, нападающей на христианство подлинное, пребывающее якобы «в параличе». Во имя святой нравственности, подвижничества и мученического свидетельствования, то есть по сути дела, того самого Креста, который в начале и конце всего этого, отвергается «образ Распятого». Диковинны эти созвучия между словами, подступающими в часы мучительных и скорбных признаний или внезапно срывающимися с губ иных юных христиан, и карикатурами наподобие «Книги живых и мертвых». Всё это чревато отступничеством. И нельзя сказать, что оно в чем-то неожиданное. Ведь это лишь проявления, усиливающие то, что уже весьма распространилось в мире, пусть и в ослабленной форме.
И нельзя закрывать глаза на симптомы столь тяжкого недуга. Стремление оставаться при собственных пороках еще менее оправдано, чем нежелание видеть возможность выздоровления. Это не более чем видимость неустрашимой веры. Верная душа — всегда душа открытая. Но к этому следовало бы добавить, что не менее опасно утратить доверие к христианству, не говоря уже о поощрении расставания с богатствами нашего христианского наследия, да еще с последующими поисками замены для таковых в некоем внешнем и чуждом противоядии. Если мы хотим, чтобы христианство вновь стало могучим «христианством переднего края», то мы первым делом должны заботиться о том, чтобы христианство не завязло в собственной косности под покровом разглагольствований о сильном христианстве. В противном случае, выздоровление обернется накоплением зла. Пусть попытки обрести мощное христианство и не оборачиваются изменой — все-таки это реакция на немощь. Но не ясно ли, вместе с тем, что, желая остаться в рамках христианства, нельзя предлагать и этакое бледное подражание идеалу Властной Силы, способное, якобы, приблизить торжество победы? В этом случае нас ждет двойное поражение. Вместо предлагавшейся было переоценки христианства, получается его ослабление и вырождение. Это потому, что его предлагают сделать чем-то служебным, нужным для всего прочего, призывают также отдавать христианству ту его силу, которая есть в нас, чтобы обрести вновь то, что есть в нем самом, в его чистоте и подлинности. Между тем, в конечном счете то, что нам нужно, вовсе не какое-то более мужественное, более действенное, более подвижническое или более властное христианство: это мы должны жить нашим христианством мужественней, действенней, сильней, героиней. Но живем, как живется. Стоило бы многое изменить, исправить, дополнить (впрочем, это не означает, что следовало бы все время только копать и перекапывать); но не стоит приспосабливаться к моде сегодняшнего дня. Надо вернуться к христианству в наших душах. Надо вернуть ему наши души.
Вопрос этот, повторяем, духовный, и разрешение его должно быть так же духовным; в той мере, в какой мы сумели утратить христианство, нам надлежит вновь обрести дух христианства. Посему нам надлежит вновь окунуться в его источники, и прежде всего в Евангелие. Это то, что непрестанно и неустанно предлагается нам Церковью, это Евангелие поддерживает нас. Только оно, будучи вечно новым, всегда нуждается в новом открытии себя, всегда может быть найдено и открыто вновь. Лучшие из тех, кто нас критикуют, часто понимают это как-то лучше, чем мы. Они не упрекают Евангелие в его мнимых слабостях: они укоряют нас за то, что мы не пользуемся его властью. Да понятен ли нам урок? Господи, если мир совратился чарами, если наступает язычество, так это потому, что мы допустили, чтобы соль Твоего учения перестала быть соленой. Господи, сегодня, как и вчера, и всегда, несть спасения, кроме как в Тебе, и что это мы дерзаем судить Твои наставления и пересматривать их? Господи, да сохрани нас от такого заблуждения и да даруй нам, ибо такова нужда наша, не одну только покорную веру, но пылающее и твердое осознание цены Твоего Евангелия!
Христианство, если сразу же перейти к его сути, есть религия Любви. «Бог есть Любовь, — говорит апостол Иоанн, — и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Это лучшее из всего, что дает сознание нашей веры, должно было бы яснее пониматься нами. Мы, конечно, ничуть не намерены отрицать необходимости наличия условий для такой любви, нуждающейся в естественных основаниях, в частности, нужна справедливость, при отсутствии которой возможна лишь фальшивая любовь (кстати, над справедливостью теперь насмехаются не меньше, чем над самой любовью). Мы лишь побережем себя от подделок, грубых ли, изощренных ли, которые столь многочисленны ныне, то есть постараемся не купиться на те рецепты, которые слишком легко заполучить. Но, в конечном счете, все — для любви. Она абсолют, которому все повинуется, по которому все судится. Итак невзирая на яростные нападки, на тысячи изощреннейших подходов и вылазок, будем искать сегодня, как вернуть ей ее первенство. Блеск и притягательность Власти владеют сердцами христиан и тем самым принижается или низводится до минимума оценка Любви. Против этих нападок Дух Святой сообщает нам дар Силы! Но есть атаки более коварные, и против них Он вручает нам дар Мудрости, дабы мы могли постичь, в чем Власть и Сила христианская! Она вовсе не противостоит Любви в качестве некоего противника ее: она возрастает и воспитуется для служения Любви.
В современном состоянии мира сего мужественное и крепкое христианство должно двигаться к состоянию христианства подвижнического. Но этот эпитет — качественного порядка, он не должен служить неким определением, ибо тогда он превращается в подделку. К тому же, подобное подвижничество не сводится к непрерывным разглагольствованиям о героизме и бредовым препирательствам о доблести власти — такое свидетельствует, может быть, лишь о внезапном подъеме еще одной чуждой силы и о том, наверное, что она уже начала понемногу сдавать. Подвижничество состоит прежде всего в противлении, в отважном противостоянии облику мира сего и в противлении себе самому, в отвержении всех отвлечений и всех соблазнов, коими манит некий ложный идеал, дабы отстаивать, отныне и впредь, христианские ценности в их парадоксальной непреходящести, те ценности, которые подвергаются угрозам и насмешкам. И при этом — в смиренном рвении. Ибо если христианство может и должно усвоить доблесть античного язычества, то христианин, желающий пребывать в верности, не может не произнести категорического «нет» новому язычеству, утверждающемуся против Христа. Нежность и доброта, участливость к малым, жалость — да, жалость — к тем, кто страждет, отказ от извращенных путей, защита угнетенных, просвещение тьмы, сопротивление лжи, отвага называть зло злом, любовь к справедливости, дух мира и согласия, открытое сердце, мысли о небесах — вот что значит истинное христианское подвижничество. Вся эта «мораль рабов» требует, чтобы в ней увидали нравственность свободных людей, таких людей, которых только и можно назвать свободными.
Христиане никогда не обещали, что некогда они умножатся в числе. (Скорее уж, обещалось противоположное) И не обещано им, что они станут очень сильными и что люди никогда не будут стремиться к идеалам, отличным от христианского идеала. Но, как бы то ни было, христианство никогда не станет по-настоящему действенным, по-настоящему существующим и по-настоящему победным, если не будет действовать силой своего духа, силой милости.
1 Познай самого себя (греч.).
2 в малом великое (лат.)
3 содержит больше того, в чем содержится (лат.)
4 Ин. 2:25.
5 Ср. Ин.3:3-6.
6 Рок, Судьба (лат., греч.)
7 надменность, дерзость (греч.)
8 Потому человек и велик, потому и достоин почитания, потому и превосходит всякую тварь (лат.)
9 Человек человеку Бог (лат.)
10 Я себе бог (лат.)
11 родовое существо (нем.)
12 Познай самого себя (греч.).
13 ср. Иоан. 6:60 — «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?»
14 В католическом богослужении отдельные моменты отмечаются звоном колокольчика.
15 Божественность в глине, словно отражение в зеркале сверкает (лат.)
16 Я Судьба, люби Судьбу (лат.)