logo search
ответы на зачет

3. Аристотель

Наше представление о древнегреческой философии будет неполным без анализа философского наследия Аристотеля (384-322 до н.э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотель был непосредственным учеником Платона. В отличие от Платона, который был коренным афинянином, Аристотель пришел в Афины с севера. Он родился в городе Стагире -- во Фракии, неподалеку от Македонии, в частности от македонской столицы Пеллы. Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин, а всего лишь «метэком». Отец Аристотеля Никомах был по профессии врач и, наверное, видный, так как он числился медиком македонского царя Аминты. Таким образом, Аристотель жил в семье, где он мог с юношеских лет приобрести интерес к изучению физической природы человека, а также завязать некоторые связи в македонских придворных кругах.

В 367 г. до н.э. Аристотель уехал в Афины для довершения образования и вступил в Академию -- школу Платона; в ней он пробыл в течение двадцати лет до смерти Платона. В кругу учеников и друзей Платона Аристотель резко выделился громадной начитанностью и выдающимися умственными дарованиями.

Научная и философская продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика. По существу в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. Аристотель не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология и психология.

Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; практическую - о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую. Считается, что Аристотелем как четвертая часть философии выделена логика.

Цель логических трактатов Аристотеля (Органон) состояла в том, чтобы развить универсальный метод рассуждения, посредством которого будет возможно узнать все знания о действительности. Таким образом, Категории предлагают схему описания специфических вещей в терминах их свойств и действий. Предшествующая Аналитика, и Следующая Аналитика исследуют природу дедуктивного вывода, обрисовывая в общих чертах систему силлогистического рассуждения от истинных суждений, которые позже стали известными как «категорическая логика». Хотя одна из логических работ, Физика способствует универсальному методу, различая четыре причины, которые могут использоваться, чтобы объяснить все.

В других трактатах Аристотель применял этот метод, с его характерным акцентом на целенаправленном объяснении, к астрономическим и биологическим исследованиям естественного мира. Так как, согласно Аристотелю, логические связи -- отражение связей бытия, то «Органон» в известном смысле -- не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии.

Этому учению специально посвящено одно из знаменитейших сочинений Аристотеля - собственно философское произведение -- «Метафизика», где автор ставит принципиальный вопрос: «существует ли помимо чувственных сущностей еще какая-нибудь - неподвижная и вечная или же нет, и если существует, то в чем она». По его мнению, философия изучает не природу, которая являет собой лишь отдельный род существующего, - а эту самостоятельную причину, сверхъестественную сущность, т.е. «божественные предметы».

В современном своем составе и тексте «Метафизика» -- свод нескольких трактатов. В Метафизике Аристотель попытался оправдать все действия, основывая все это на абстрактном исследовании того, что называют качеством. В своей «первой философии» («метафизике») Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Хотя Аристотель отклонил Платоническую теорию форм, он защищал свое собственное видение окончательной действительности, включая вечное существование вещества. Единичное - то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог Аристотеля - «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное - увеличение и уменьшение; перемещение - пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» - присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого - «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категория, силлогизмом.

Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Аристотель предпринимал несколько усилий объяснить, как моральное поведение способствует хорошей жизни человеческих индивидов, включая этику, но самое полное выживающее утверждение его взглядов относительно этики происходит в «Этике Никомаха». Там он рассмотрел естественное желание достигнуть счастья, описал деятельность человеческой воли и моральное обдумывание, развил теорию каждого достоинства.

В этике Аристотеля идеал поведения - чувство меры - не роскошь, но и не нищета. Однако недостойно лишь знать, что такое добродетель, следует действовать и жить в соответствии с добродетелью. Также Аристотель различал между хорошим человеком и хорошим гражданином, особенно в регрессирующем режиме. Таким образом, этическое учение Аристотеля стало существенным добавлением к античной традиции определения нравственного действия.

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода -- от частного к общему, обосновал систему силлогизмов -- вывода из двух и более посылок заключения).

Заключение

Подводя итоги, отметим, что в становлении и развитии философии выдающееся место принадлежит Сократу. Свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. Сократ был одним из величайших и загадочных философов Древней Греции. Он был Учителем философа, который определил основные проблемы западной философии на много веков вперед. Сократ также отказался от монологичного постулирования философских взглядов, свойственного предшествующим философам, и пришёл к диалогичному, живому способу философствования, чем оказал неоценимый вклад в последующее развитие философии.

В философии Сократ руководствовался двумя принципами: необходимостью каждому «познать самого себя» и тем, что «ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Существенным является вклад Сократа в развитие диалектики. Им завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля

Платон создал философское учение об идеях, которое легло в основу дальнейшего развития философского направления - идеализма. Согласно Платону подлинно существует именно мир идей, а феноменальный мир является лишь его отражением, копией. Развитая философская система Платона дала возможность в идеалистической форме объяснить мир человека и мир природы, в том числе соотношение логики и интуиции в процессе познания. Благодаря этим достижениям, Платон стал одним из выдающихся философов в истории европейской цивилизации.

Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Дошедшие до нас произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды под названием «Органон», куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения - «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.; этические произведения - «Никомахова этика»; трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике - «Искусство риторики», «О поэтике».

Итак, школа Сократа-Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество, Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.