33.Категории материалистической диалектики: единичное и общее, явление и сущность,форма и существование, часть и целое, причина и следствие
7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про¬блем.
К основным категориям диалектики относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
Категориями называются наиболее широкие понятия науки. Категории - отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла. Шесть пар категорий: 1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного. Всеобщее - присущее всем классам. Общее - то, что присуще классу. Особое - подклассу. Единичное - элементу. 2) Причина и следствие. Причина - то, что по-рождает другое. Следствие - то, что другим порождается. 3) сущность и явление. Явление - выражение сущно-сти вовне. Сущность - главное, устойчивое, определяющее в вещи. Сущность скрыта, на поверхности только яв-ление. Явление богаче сущности. Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность. Нам даны явления со скрытой в них сущностью. 4) Необходимость и случай-ность. Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необ-ходимости. 5) Форма и содержание. Содержание - всё, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание. 6) Воз-можность и действительность. Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуще-ствление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реали-зации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реа-лизация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в дейст-вительность.
Важным элементом гегелевского диалектического учения являются его основные категории – наиболее общие (широкие) понятия, максимально охватывающие различные области существующего и являющиеся парными, то есть обозначающими противоположности, находящиеся в борьбе и единстве.
Одна из пар – это общее и единичное: любая вещь сочетает в себе признаки, делающие ее сходной с другими вещами и – отличной от них. Так например любой из нас обладает чертами, присущими всем людям, человеку вообще (прямохождение, членораздельная речь, мышление, социальность и т.п.), но в то же время ни один че-ловек на Земле не похож полностью на другого, уникален и единичен. Его общая человеческая природа выра-жается через его единичную уникальность: каждый конкретный человек – это диалектическое единство общего и единичного. Вторая пара категорий – это причина и следствие: любая вещь имеет какую-либо причину (ведь ничто не происходит из ничего) и является ее следствием, но через какое-то время сама становится причиной для будущих следствий. Например растение – следствие брошенного в землю зерна, но в то же время – причина будущих семян, которые в нем созреют. Таким образом, любая вещь – это диалектическое единство причины и следствия. То же самое можно сказать и о других парных категориях, таких как возможность и действитель-ность, форма и содержание, целое и часть, сущность и явление.
Подробнее следует остановиться на парах категорий свобода – необходимость и случайность – закономерность. На первый взгляд свобода и необходимость друг друга исключают, ведь свобода – это отсутствие какого-либо внешнего принуждения, полная произвольность, а необходимость, наоборот, - наличие внешнего принуждения, непроизвольность. Однако при более пристальном взгляде на свободу и необходимость оказывается (с точки зрения и гегельянства и марксизма), что они диалектически взаимосвязаны. Приведем простой пример. Допус-тим два человека заблудились в лесу. Один из них, пытаясь выйти из него, движется совершенно свободно в любом произвольно выбранном направлении. Когда угодно он может изменить свой путь и идти куда заблаго-рассудится, будучи абсолютно свободным. Только, действуя таким образом, он вряд ли выберется из леса. Дру-гой заблудившийся, наоборот, ориентируется по звездам и идет в неком определенном, строго заданном на-правлении, никуда не отклоняясь от него. Понятно, что в этом движении он несвободен, но именно поэтому ему удается выйти из леса и обрести свободу. Как то ни удивительно, свобода заключается в познании необходимо-сти и ее практическом использовании. Говоря иначе, свобода – это познанная необходимость.
То же можно сказать о случайности и закономерности. На первый взгляд – это взаимоисключающие противопо-ложности. Никто, наверное, не будет отрицать наличие в мире закономерности. Еще древние философы говори-ли, что если бы ее не было, то все представляло бы собой сплошной хаос, в котором невозможно было бы разо-браться: муравьи могли бы рождаться от слонов, а мыши – от крокодилов, окружность запросто могла бы быть треугольником, а Солнце – планетой и т.д. и т.п. Но если в мире присутствует упорядоченность и закономер-ность, то что же тогда представляет собой случайность? И гегелевская, и марксистская диалектика утверждает, что случайность – это форма реализации закономерности, ее дополнение: закономерность пробивает себе доро-гу через массу случайностей. Говоря иначе, случайность – это неопределенность в проявлении (осуществлении) закономерности по месту, времени и форме (событие неизбежно должно произойти, но неизвестно где, когда и как оно совершится). Например французский ученый Анри Беккерель открыл явление радиоактивности случай-но: урановая соль оказалась в одном шкафу с фотопластинкой. Однако не будь этой случайности, радиоактив-ность все равно была бы обнаружена, так как это открытие было подготовлено всем ходом развития науки, было закономерным (возможно, что оно могло бы быть сделано в другое время и в другом месте, и – не Беккерелем, но оно не могло бы вообще не быть сделанным).
- 01 Смысл и назнач философии
- 11. Особености среденевековой философии. Патристика. Учение Августина
- 18. Теория познания и трансцендентальная диалектика Канта
- § 1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- §2 Закон отрицания отрицания.
- §3 Закон единства и борьбы противоположностей
- 20 Антропологический материализм Фейербаха
- 21 Философия марксизма
- 29 Движение как способ существования материи
- 31.Материя как философская категория. Философское понятие субстанции
- 32 Диалектика – учение о всеобщей связи. Объективная и субъективная диалектика
- 33.Категории материалистической диалектики: единичное и общее, явление и сущность,форма и существование, часть и целое, причина и следствие
- 34 Оснвные законы диалектики
- 35. Система. Системный подход
- 36 Гносеология – наука о познании
- 37 Специфика научного познания
- 38 Социально- историческая форма познания. Диалектика субъекта и объекта познания
- 40 Чувственное и рациональное познание
- 41 Общество как объект философского изучения
- 42 Структура общественного сознания
- 43 Человек как предмет философского изучения