36 Гносеология – наука о познании
Человек всегда стремится познать жизнь во всей широте ее проявлений. Пройдя длинный путь, человечество все больше проникает в сущность бытия. И в помощь человеку в этом сложном пути пришла гносеология. Что же это за учение и о чем оно?
Гносеология это философское учение о знании, о возможности познания, и его природе, о границах и многом другом.
Само слово гносеология пришло к нам из греческого языка «gnosis»— знание и «logos»—понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. Важное место в гносеологии занимает изучение и исследование субъекта по отношении к объекту, структурирование их отношений, что такое истина и как определить, где она. Однако несомненно одно в центре этого учения находится человек.
Гносеология теория познания, или еще по другому учение о жизни, прошла длительный путь эволюционного развития, как развивался человек, и менялось его понимание мира на этом пути эволюции, так и гносеология развивалась и расширяла свои методы познания.
В античности гносеология это философское учение о познании рассматривала предмет как единое целое с знанием о нем, и большое внимание уделялось концентрации внимания на функциональной трансформации предмета в знании. И лишь в средневековье гносеология - это учение о жизни начинает расширяться и углубляться, и приближаться к оформлению классической теории познания. А соединение учения Аристотеля и христианской догматическими постулатами привела к появлению двойственной истины.
При появлении опытного естествознания в 17-18 веках остро становится вопрос о том, как же определить истину, каким способом. В это время появляются оппозиции «эмпиризм – реализм», «сенсуализм - реализм» и т. п. Затем становится актуальным активность субъекта в процессе познания.
В 19 веке гносеология это философское учение о познании было направлена Кантом на выявлении субъективного основания познания, что обусловило переоценка установок натурфилософии, которая была ориентирована на познании и выявлении абсолютной истины. В результате бурного развития естественных наук и отказа от метафизического познания в центре философского исследования оказывается познавательное отношение к жизни.
Познавательная деятельность субъекта классической гносеологии связывалась с его изолированностью и являлась определяющей. Однако сознание данного субъекта было прозрачным для самого себя и поэтому не являлось критерием достоверности.
Современна гносеология - это учение о проблеме взаимоотношения к науке. Научные исследования обусловили возникновение социальной природы познания. Понимая, что рост науки неэффективен, был сделан вывод, что наука развивается не формально-социально, а за счет исследователей и их личностных ресурсов, и организацию условий для общения в котором и появляется возможность продвижения познания вперед, его постоянное развитие и обновление. Все дальнейшие исследования в этой области наталкивают на понимание, что перспективы развития гносеологии связаны в настоящем с исследованиями ситуаций возникновения знания. И в этих ситуациях можно проследить роль в познании и проявление личностных социальных форм субъекта в появлении знания.На основании исследования этих ситуаций отчетливо вырисовывается общественная функция познания, то есть обретении и освоении новых знаний и гносеологии.
Совместные исследования, проводимые с другими дисциплинами, дают возможность гносеологии описывать типы отношений человека к окружающему его миру.После долгих споров и трений все очевиднее стало понимание ограниченности исходных утверждений гносеологической философии. Важную роль сыграло в этом развитие гуманитарных наук, где методология принципиально отличалась от методов исследования в естественных науках.
В настоящее время гносеология это философское учение о познании продолжает развиваться и помогает нам в обретении и освоении нового знания.
- 01 Смысл и назнач философии
- 11. Особености среденевековой философии. Патристика. Учение Августина
- 18. Теория познания и трансцендентальная диалектика Канта
- § 1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- §2 Закон отрицания отрицания.
- §3 Закон единства и борьбы противоположностей
- 20 Антропологический материализм Фейербаха
- 21 Философия марксизма
- 29 Движение как способ существования материи
- 31.Материя как философская категория. Философское понятие субстанции
- 32 Диалектика – учение о всеобщей связи. Объективная и субъективная диалектика
- 33.Категории материалистической диалектики: единичное и общее, явление и сущность,форма и существование, часть и целое, причина и следствие
- 34 Оснвные законы диалектики
- 35. Система. Системный подход
- 36 Гносеология – наука о познании
- 37 Специфика научного познания
- 38 Социально- историческая форма познания. Диалектика субъекта и объекта познания
- 40 Чувственное и рациональное познание
- 41 Общество как объект философского изучения
- 42 Структура общественного сознания
- 43 Человек как предмет философского изучения