logo
давай братюнь

43 Человек как предмет философского изучения

. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило¬софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве¬лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз¬дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае¬мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци¬альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже¬нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп¬ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на¬выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су¬щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело¬века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло¬вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож¬ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва¬лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально¬го и биологического, в человеке оставалось только одно — био¬логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст¬венном развитии и даже после возвращения в человеческое об¬щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль¬но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове¬ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди¬вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при¬чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

• гуманизм;

• человечность;

• честь;

• совесть;

• скромность;

• великодушие;

• справедливость;

• верность;

• иные качества.

И общественно осуждаемые — негативные:

• чванливость;

• цинизм;

• грубость;

• тунеядство;

• трусость;

• нигилизм;

• иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

• воля;

• решительность;

• мудрость;

• умение;

• установки;

• убеждения;

• патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

3. Характерной чертой каждого человека, личности является на¬личие потребностей и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб¬щиться к ценностям культуры;

• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

• социальными — реализовать профессиональные способно¬сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер¬шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по¬требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере¬сованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

• личные (индивидуальные);

• групповые;

• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

• государственные;

• интересы всего человечества (например, в недопущении ядер¬ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на¬пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима¬ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан¬кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно¬сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон¬фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще¬ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при¬водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре¬гулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали¬зироваться.

Видами социальных норм являются:

• нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные (профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове¬дения людей. Они охватывают большой круг общественных от¬ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг¬нуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по¬ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро¬странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

• устанавливаются особыми уполномоченными государствен¬ными органами;

• имеют общеобязательный характер;

• формально-определенны (четко сформулированы в письмен¬ной форме);

• регулируют четко определенный круг общественных отно¬шений (а не общественные отношения вообще);

• подкреплены принудительной силой государства (возможно¬стью применения насилия, санкций со стороны специаль¬ных государственных органов в установленном законом по¬рядке по отношению к лицам, их преступившим).

5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело¬стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица¬тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви¬тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок¬ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован¬ное общество.

6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

• групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру¬гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня¬ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове¬дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

• активное, самостоятельное поведение по отношению к дру¬гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель¬ность (пример: революционеры — Ленин и другие).

7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ¬ходимо воспитание личности.

Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы¬ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-

ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма¬тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ¬ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав¬ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма¬териальную, духовную культуру, опыт);

• развить общественно ценные качества личности;

• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще¬стве качества;

• научить человека взаимодействию с другими людьми;

• научить человека труду.