logo search
билеты философия

54.Философское понятие материи.

Суть философского понимания материи состоит в выделении такого ее всеобщего, универсального свойства, как объективность существования.  Понятие материи служит для обозначения объективной реальности как целого. Однако материя существует не в виде сплошной однородной массы, а виде расчлененного целого, части которого, находясь в универсальной взаимосвязи, выступают в качестве самостоятельных материальных образований. Материальные образования, составляя лишь часть материи, не обладают теми свойствами, которые присущи материи. Так, если материя вечна и бесконечна, то материальное образование не является вечным и занимает ограниченное место в пространстве.  Относительно устойчивая совокупность определенных материальных образований, имеющих общую природу и представляющих определенную ступень в развитии материи от низшего к высшему, называется видом материи. До недавнего времени было распространено деление материи на два вида: вещество и поле.  Совокупность различных видов материи, в пределах которой они объединяются господствующим типом связей и взаимодействий, образует системно-структурный уровень материи. Весь материальный мир делится на три системы: неживая природа, живая природа и общество.

55. Движение как способ существования материи, его основные формы.

Постижение сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Тем не менее, смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.

 Выделим основные положения диалектико-материалистического понимания движения.

 • Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи».

 • Во-вторых, движение определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще».

 • В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий».

Следовательно, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Другими словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают положение о связи движения с материей. При условиях, близких к абсолютному нулю материальные объекты не перестают изменяться (например, олово становится полупроводником).

Если нет материи без движения, то движение абсолютно, это мы видим из первого положения. Второе же положение – положение о том, что движение есть любое изменение говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел).

Основные формы движения материи.

 Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняются действию тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой «движения вообще» являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.

 Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным.

 Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

 Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, – распространение в пространстве полей, например, – это не механический процесс. «В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение – это переход количества в качество.

 Физическое движение – теплота, электромагнетизм, гравитация…

 Химическое движение – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

 иологическое движение – специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

 Социальное движение (с которым связано и мышление).

 Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзма (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному).