62.Гносеология как учение о познании.
Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту.
Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.
Гносеология изучает такие проблемы как:
интерпретация объекта и субъекта познания,
структуру процесса познания,
проблему истины, определяя ее критерии,
проблематику методов и форм познания и др.
Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. Теория познания выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей. Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания. Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.
В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные расширением спектра изучаемых факторов познания. 1. Сначала познание анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной. 2. На этом этапе методология становится основной гносеологической дисциплиной. Гносеология изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования. 3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм. Познание протекает в двух формах, рассматриваемых в качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное. Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов. Рациональное познание основано на абстрактно-логическом мышлении. Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств. Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания. Главными формами чувственного познания являются восприятие, ощущение и представление. Главными формами рационального познания являются суждение, понятие, умозаключение.
- Мифология.
- Религия.
- 5.Основной вопрос философии. Две его стороны.
- 6. Материализм и идеализм как направление в философии.
- 16. Античная философия: общая характеристика и этапы развития.
- 26. Значение античной философии для развития последующей мировой философской мысли.
- 30. Западноевропейская средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
- 37. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейрбах).
- 51. Русская философия в 20 веке.
- 52. Онтология как отрасль философского знания.
- 53. Понятие бытия. Основные виды бытия.
- 54.Философское понятие материи.
- 56. Развитие как вид движения. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию.
- 57. Пространство и время как атрибуты материи.
- 58. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- 59.Принципы диалектики.
- 60. Понятие закона. Основные законы диалектики.
- 61. Категории диалектики.
- 62.Гносеология как учение о познании.
- 63. Виды познавательной деятельности.
- 64.Чувственное и рациональное познание и их взаимосвязь
- 66. Абсолютная и относительная истина
- 71. Человек. Индивид. Личность.
- 72.Роль социальной и культурной среды в формировании личности
- 74.Общество и его структура
- 75. Формационная и цивилизационная концепции
- 76.Взаимодействие природы и общества
- 77. Глобальные проблемы