75. Формационная и цивилизационная концепции
Формационная концепция общественного развития.
Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.
В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.
Цивилизационная концепция общественного развития.
Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.
В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.
- Мифология.
- Религия.
- 5.Основной вопрос философии. Две его стороны.
- 6. Материализм и идеализм как направление в философии.
- 16. Античная философия: общая характеристика и этапы развития.
- 26. Значение античной философии для развития последующей мировой философской мысли.
- 30. Западноевропейская средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
- 37. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейрбах).
- 51. Русская философия в 20 веке.
- 52. Онтология как отрасль философского знания.
- 53. Понятие бытия. Основные виды бытия.
- 54.Философское понятие материи.
- 56. Развитие как вид движения. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию.
- 57. Пространство и время как атрибуты материи.
- 58. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
- 59.Принципы диалектики.
- 60. Понятие закона. Основные законы диалектики.
- 61. Категории диалектики.
- 62.Гносеология как учение о познании.
- 63. Виды познавательной деятельности.
- 64.Чувственное и рациональное познание и их взаимосвязь
- 66. Абсолютная и относительная истина
- 71. Человек. Индивид. Личность.
- 72.Роль социальной и культурной среды в формировании личности
- 74.Общество и его структура
- 75. Формационная и цивилизационная концепции
- 76.Взаимодействие природы и общества
- 77. Глобальные проблемы