ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман".
Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман — это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.
Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.
Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление,- это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.
Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.
Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.
Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с по-
- 1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ЭПОХУ
- КИНИЗМ (ЦИНИЗМ)
- ЭПИКУРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КИНИКОВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЭПИКУРЕЙЦЕВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТОИКОВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СКЕПТИКОВ
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"
- 3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XVIII ВВ.)
- РЕНЕ ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Р.ДЕКАРТА
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И.КАНТА
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ К.МАРКСА
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
- 4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ГЕРМЕНЕВТИКА"
- 4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
- ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР
- ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА: ПОЗДНИЙ ВИТГЕНШТЕЙН
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
- 4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
- ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- 6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ
- 7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?
- БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРУГ К ДРУГУ!
- 8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
- 8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
- ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
- ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
- ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ
- ВЧУВСТВОВАНИЕ. ОБЪЯСНЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ
- 9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
- ЧТО ТАКОЕ НАУКА?
- ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- РЕЛИГИЯ И НАУКА
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
- ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЗЫКА"