ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее развития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленина диалек- тико-материалистской традиции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии В.С..Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского. Так как философия марксизма рассматривалась выше, ограничимся перечислением и кратким комментарием основных положений диалектического и исторического материализма.
Основной вопрос философии — это вопрос о соотношении материи и сознания. Материалисты считают первичной материю. Идеалисты считают первичными идеи, сознание. Материалисты правы: лет эдак 10 миллионов тому назад планета Земля была, а людей с их сознанием не было. Трудно найти среди современных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К сожалению, противопоставление материалистов и идеалистов мало что дает для решения действительно актуальных проблем. Важно понять природу сознания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — "материя первична", не "работает".
Мир познаваем. Имеется в виду, что нет таких тайн, которые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за постпозитивистом Карлом Поппером предпочитают рассуждать просто о "росте знания" (зачем, мол, ссылаться на некие тайны).
Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания.
Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действительности, а конструирование ее моделей, образцов, в которых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения).
Материя и сознание развиваются диалектически, от одного противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия. Познание проблемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы противоположностей, известный, между прочим, с античности, не пользуется уважением в современной науке. Дело в том, что содержание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рамки представлений о единстве и борьбе противоположностей. Представьте себе на основе закона противоположностей товарно-денежные отношения. Вам придется утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый преследует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпретацию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что для понимания товарно-денеж- ных отношений надо использовать понятия спроса, предложения, денег и т.д.
Экономический базис, совокупность производительных сил и производственных отношений, определяет характер политических, социальных и духовных отношений в обществе (это основное положение исторического материализма). Многие философы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в обществе решающую роль. В зависимости от обстоятельств на первый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно экономические общественные отношения.
Развитие экономических отношений и деятельность пролетариата обеспечат победу социализму, который сменится коммунизмом. Эта гипотеза пока не нашла своего подтверждения.
Религия — опиум для народа. Мало кто согласится ныне с такой явно упрощенной трактовкой религии.
Влияние диалектического и исторического материализма в нашей стране ослабевает. Эта философия перестала быть официальной доктриной нашего государства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного кризиса.
Вчем скрыты истоки неудач диалектического и исторического материализма? Прежде всего
внедостаточной философской проработке достижений наук, искусств и практик ХХ века.
- 1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ЭПОХУ
- КИНИЗМ (ЦИНИЗМ)
- ЭПИКУРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КИНИКОВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЭПИКУРЕЙЦЕВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТОИКОВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СКЕПТИКОВ
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"
- 3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XVIII ВВ.)
- РЕНЕ ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Р.ДЕКАРТА
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И.КАНТА
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ К.МАРКСА
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
- 4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ГЕРМЕНЕВТИКА"
- 4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
- ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР
- ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА: ПОЗДНИЙ ВИТГЕНШТЕЙН
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
- 4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
- ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- 6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ
- 7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?
- БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРУГ К ДРУГУ!
- 8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
- 8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
- ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
- ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
- ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ
- ВЧУВСТВОВАНИЕ. ОБЪЯСНЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ
- 9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
- ЧТО ТАКОЕ НАУКА?
- ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- РЕЛИГИЯ И НАУКА
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
- ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЗЫКА"