РЕЛИГИЯ И НАУКА
В"Фаусте" Гёте происходит разговор между ученым Фаустом и его подругой Гретхен. Гретхен: "А теперь скажи, как ты относишься к религии?". Фауст, не без смущения и вроде бы от чего-то защищаясь: "Не хочу никого лишать его чувства и его Церкви". Чистая и наивная Гретхен верит в Христа. Фауст же ведет себя уклончиво. Разговор между Гретхен и Фаустом — это своеобразная картина сложных взаимоотношений религии и науки. В данном случае мы говорим не о тех людях, которые просто-напросто не сведущи либо в религии, либо в науке. Для таких людей взаимоотношений религии и науки не существует, они признают что-то одно. Намного сложнее приходится тем, кто понимает достоинства как религии, так и науки. Можно ли их согласовать друг с другом, религию и науку — вот в чем вопрос.
Вантичности и средневековье на этот вопрос, как правило, отвечали утвердительно: "Конечно, можно и следует". Аристотель пришел к представлению о боге-первопричине. Средневековые мыслители везде видели проявление Божественного Разума, в чем их убеждала каждая новая открытая закономерность. Такой же позиции придерживались великие естествоиспытатели Нового времени — Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Мопертюи. Постепенно, однако, ситуация стала
меняться, все чаще ученые стали подчеркивать, что наука может обойтись без гипотезы Бога. В современном учебнике, например по физике, вы не встретите рассуждений о Боге. Основание — существование Бога нельзя подтвердить фактами.
Внауке очень трепетно относятся к достоверности знания. Знание достоверно, если вы его хорошо обосновываете логическим путем и соответствующими экспериментами. Приведем на этот счет характерный пример. Современные физики считают, что элементарные частицы состоят из кварков, частиц, которые невозможно "оттащить" друг от друга, ибо силы их взаимного притяжения с увеличением расстояния между ними резко нарастают. Выходит, что кварк нельзя подобно электрону или позитрону "вытащить на белый свет" и провести над ним эксперименты. Тем не менее большинство физиков верят в существование кварков. Они рассуждают так: допустим, что кварки существуют, в таком случае в экспериментах должно быть это и это. Эксперименты дают как раз те результаты, которое были предсказаны. Значит, нет оснований отрицать существование кварков.
Вслучае же с религией экспериментальные методы бессильны в вопросе подтверждения или опровержения существования Бога. Бог, по определению, дан в его откровениях и чудесах. Экспериментально это нельзя не подтвердить, не опровергнуть. Поэтому неопозитивисты и анали-
тики не считают религию наукой. Но они и не собираются ее осмеивать, так как сознают, что религия — это культурный феномен, отказ от нее если не всегда, то, по крайней мере, в очень многих случаях равносилен забвению духовности. "Какими были бы наши чувства, если бы мы ничего не слышали о Христе?" — вопрошал Витгенштейн. Но что же в таком случае есть вера в Бога? В ответе на этот вопрос ученые, как правило, стремятся избежать всякой мистики. Вера в Бога — это чувство, считают многие аналитики, вера в Бога — это универсальная мысль о добре, полагают, между прочим вслед за Кантом, другие.
Итак, вера в Бога есть некоторая ценность, правомерность которой подтверждается не физическими экспериментами, а практикой жизни. Религия выступает некоторой устремленностью человеческого сознания, которое в отличие от искателей полезных ископаемых не вгрызается в толщу земли, а строит лестницу в небо. Нет никаких научных оснований препятствовать этому строительству. Отсюда родилась защищаемая многими учеными формула, согласно которой религия и наука не отрицают, а взаимодополняют друг друга. Нет необходимости противопоставлять науку религии или же возвышать одну над другой.
Положение о дополнительности религии и науки не каждому по нраву — часто отдают приоритет либо религии, либо науке. Если эта приоритетность выражается в резкой форме, то дело доходит до противостояния. Вопрос в том, насколько высоко ценят религию и науку. В этой свя-
зи показательны следующие стихотворные строчки Гёте (перевод наш): |
| ||
Наукой, |
| искусством | владея, |
Религию |
| скупо | оценят. |
Науку, | искусство | не | зная, |
Религию искренне любят. |
|
|
|
Что касается современной, новейшей философии, то она чаще, чем когда бы то ни было ранее, отдает приоритет науке. Религиозное содержание философии уменьшается. Вместе в тем широко распространены варианты христианской философии. В России культивируется право-
- 1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВУЮ ЭПОХУ
- КИНИЗМ (ЦИНИЗМ)
- ЭПИКУРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КИНИКОВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЭПИКУРЕЙЦЕВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТОИКОВ
- ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СКЕПТИКОВ
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ"
- 3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XVIII ВВ.)
- РЕНЕ ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ Р.ДЕКАРТА
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И.КАНТА
- ИСТОРИЯ ЖИЗНИ К.МАРКСА
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
- 4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ГЕРМЕНЕВТИКА"
- 4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
- ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР
- ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА: ПОЗДНИЙ ВИТГЕНШТЕЙН
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
- 4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
- ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
- 6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ
- 7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?
- БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРУГ К ДРУГУ!
- 8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
- 8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
- ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
- ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
- ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ
- ВЧУВСТВОВАНИЕ. ОБЪЯСНЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ
- 9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
- ЧТО ТАКОЕ НАУКА?
- ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- РЕЛИГИЯ И НАУКА
- ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"
- ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
- ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЗЫКА"