logo search
Рабочая тетрадь по философии (2)

4. Ответьте на вопросы.

а) Основные школы и периоды древнекитайской философии:

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-Цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в религию. В 11 – 12 вв. формируется Нео конфуцианство.

Натурфилософы – философы, изучающие философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания, с помощью таких важнейших естественнонаучных понятий, как субстанцияматерияпространствовремядвижениезакон природы и др. Яркие представители: Сенека, Фома Аквинский, Альберт Великий.

Моисты -  представители моизма, древнекитайской философской школы Мо Цзя, основанной философом Мо Ди (Мо-Цзы). Известны имена некоторых из них: Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.

Номиналисты – философы, утверждающие, что названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии). Вместо них можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария»). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.

Легисты -  философская школа эпохи Чжаньго известная также как «Школа законников». Наиболее известные представители – Шан Ян, Шэнь Бухай, Гуань Чжун, Хань Фэй. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Проблемой выступало управление государством, легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Даосы - адепт, посвятивший себя даосизму, это может быть отшельник, учитель, настоятель храма, даосский монах (в монастырских школах), член семьи даосов. Даосы управляют общиной, которая группируется вокруг храма и докладывает богам о своей деятельности. Это течение связано с даосизмом - учением о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

б) Перечислите основные школы древнеиндийской философии:

Ортодоксальные школы: 1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета. 2) Вайшешика – основана Риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение. 3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов, описанных в ведах. 4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити. 5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах. 6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодосальные школы: 1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают, что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия); 2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому; 3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды: а) Жизнь – страдание б) причина страданий – желания и страсти в) от страданий можно избавиться путем отказа от желаний г) венец всему – освобождение от уз сансары.