logo
Рабочая тетрадь по философии (2)

3. Заполните таблицу.

Сравнительный анализ древнегреческой и древневосточной философий (проблема Запад – Восток).

Различия между этими двумя направлениями в философии заключаются в следующем: они рассматривают разные проблемы. Если философов древнего Востока волновал вопрос об устройстве общества и его управлении, о соотношении прав и обязанностей граждан, о путях и методах ведения праведной жизни, об отношениях между людьми, то философы древней Греции абстрагировались от этих проблем. Они задумывались об устройстве мира и его характеристиках, его первооснове и его свойствах, о соотношении бытия и мышления, о методах нахождения истинного знания и его критериях, о грани между истинным и ложным, о роли идеи и культуры в жизни общества.

Направления и

Представители

Основные идеи

Древневосточного

учения

Направления и

представители

Основные идеи

Древнегреческого

Учения

1.Лао-Цзы, Мо-Цзы - даосизм

2.Конфуций (Кун-Цзы) -конфуцианство

3.Махавира Вардхамана, по прозванию Джина – джайнизм

4.Брахманизм

5.Индуизм

6.Буддизм (хинаяна, махаяна, тснтризм)

7. Дзен-буддизм

1.Учение о естественном движении – дао, которому подчиняется не только земля, но и небо, удел людей – недеяние, атомистические представления о строении мира,  пять заповедей.

2.Принцип отношений между людьми гуманность – жень, для усвоения которого человек должен соблюдать “ли” - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению, разделение людей на высших и низших по воле неба, покорность человека существующему порядку вещей, уважение ими существующих порядков, почитание предков.

3.Интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества, 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов), ряд элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков. Отрицание кастового строя, учения об индивидуальном избавлении от страданий, святости Вед, брахманистских обрядов.

4.Веды и обширные комментарии к ним (“брахманы”, “араньяки” и “упанишады”), религиозное обоснование социального неравенства, строгого кастового деления, освящение привилегированного положения профессиональных жрецов, составлявших Варну (сословие) брахманов. Членам каждой из четырех Варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, переселение душ и закон кармы.

5.Эдементы брахманизма, ведических и местных религий, пережитки первобытных верований, признание Вед священными книгами, учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа соответственно закону кармы, неравенство людей перед богом, божественность кастового деления. Учение об Атмане (человеческой душе, в которой проявляется божество) и брахмане (мировой душе), духовных сущностях, противостоящих природе. Целью человеческой жизни является спасение.

6.Жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий – привязанность человека к чувственному миру перерождений, все человеческие чувства, страсти, желания, спасение – карма, которая приведет к нирване. “Восьмеричный путь” праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному.

7.Вопрос о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой, с божеством можно соединиться в земной жизни, обнаружив его “в собственном духе, собственной природе”. “Сатори” - внезапное просветление в момент сильного переживания, знаменующего “обнаружение Будды в своей природе”. Крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему, ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является высшей целью его существования.

1.Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен – милетская школа.

2. Парменид, Зенон - элейская школа.

3.Протагор, Горгий - Софисты.

4.Сократ

5.Платон, Аристотель.

6. Эпикур, Сенека, Диоген - кинизм, стоицизм.

1. Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". Фалес считал первоосновой воду, "все происходит из воды и все в нее возвращается".  Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным. По мнению Анаксимандра, в начале всего было бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух. Анаксимен считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную". Гераклит Эфесский - был натурфилософом. Первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами". Его основные идеи: 1)мир изменчив («все течет, все изменяется») и динамичен (« нельзя дважды войти в одну и ту же реку»);2)"постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем";

3) источником движения, изменения является борьба противоположностей; 4) логос, т.е. объективный закон мироздания (разум, порядок, слово); 5) идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком";

2. Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления. Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории: бытие, небытие, движение.

Парменид. говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум. Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию.

3. Буквально "софист" - это "тот, чьей профессией является мудрость". Вся деятельность софистов привела к тому, что под этим понятием стали считать людей, которые учили других одерживать победу в споре. Софисты известны своими логическими неправильностями. Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным. Другая особенность софистики - агностицизм (это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира). Протагор - основатель софистики. Его основной тезис - "человек - мера всех вещей". Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для врача - благо). Классическое выражение агностицизма - триада Горгия: 1) ничто не существует; 2) если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека; 3) если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому. В триаде Горгия также есть принцип несообщаемости знания другому (истина субъективна и непередаваема).

4. Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю" . Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку. Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации). Методом Сократа была диалектика как искусство спора. Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу - знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том, что они неблагие. В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм.

5. Платон - основатель первой философской системы объективного идеализма. Впервые дал обоснование превосходства идеи над материей.

Идея - центральная фигура философии Платона. Всякое физическое тело - воплощение идеи. Идея - это первообраз, оригинал, а вещь - это копия (причем некачественная). Любой материальный объект можно разрушить, а идея останется. Идеи Платон называл парадигмами - образцами, по которым из бесформенной материи организуются реальные вещи. Важная заслуга Платона - в разделении вещи как материального тела от идеи вещи. Платон первым осознал конструктивную роль идей. У Платона есть также социально - политическое учение, в котором можно увидеть зачатки тоталитарного государства. Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Учение Аристотеля демократично: у каждой вещи - своя идея, которая не оторвана от вещи. Аристотелевская материя двояка: 1)бесформенное вещество (первоматерия); 2)то, из чего вещь состоит. Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет целевое предназначение и причину происхождения: 1)материальная (из чего); 2)формальная (форма); 3)деятельная (мастер); 4)целевая (для чего). По мнению Аристотеля, все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.

6. Морально-этические учения, призванные ориентировать поведение человека во время глубокого общественного кризиса посредством определенных идеалов и ценностей - кинизм, эпикуреизм, стоицизм.

Основатель кинизма - Диоген, который отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим. Аскесис — предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстраненность от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера». Апедевсия – отстраненность от религии и общества. Культура делает знание мертвым, значит, по мнению киников, невоспитанность, необразованность, неграмотность – добродетель. Автаркия - независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства. Эпикур – основатель эпикуреизма. Эпикурейская философия не имеет конечной целью нахождение теоритической идеи или чистого знания, он ищет путь избавления человека от страдания. Для счастья человеку необходимы дружба, отсутствие телесного наказания и невозмутимость души. Главный интерес эпикурейцев – чувственный мир, главный принцип – удовольствие, то есть благородное и уравновешенное спокойствие. Так как средства удовлетворения желаний ограничены, свои желания надо уменьшить до потребностей, неудовлетворение которых ведет к страданию. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Сенека – основатель стоицизма. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику, этику.