3. Заполните таблицу.
Платон и Аристотель – величайшие представители античной философии. Но между ними существовали разногласия по различным философским аспектам. Отражением этого спора является знаменитая фраза, приписываемая Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже». По каким философским проблемам расходились их точки зрения?
Суть спора
| Позиция Платона | Позиция Аристотеля | Кто прав, по вашему мнению? |
1.управление государством
2.личная собственность
3.вопрос существования блага
4.путь совершенствования человека
5.личные интересы: за или против?
6.Логика и реальность
7.чувственное познание или рациональное
8.понятие и его соответствие действительности, истинность знаний
| оптимальным является управление на основе решений правителя
противник личной собственности
создал теорию самостоятельного существования мира идей и “блага самого по себе”, которое рождает другие блага - почет, богатство и т. п.
считал тело темницей души, а чувственные влечения - цепями, сковывающими душу. Они отклоняют человека от его истинного назначения и увлекают ко всему низменному и порочному. Избавившись от вожделений и страстей, с помощью разума, человек освобождается от этого мира и устремляется к высшей действительности, свобода человека сводится к господству разума над чувственными влечениями, к свободе от материальной действительности.
одно из главных препятствий для реализации “идеального государства” состоит в преобладании у граждан личных интересов над общественными, так как личные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей и сеют вражду между ними, предлагает такие меры, как общность жен и детей, упразднение частной собственности и т.п.
если мир вещей не соответствует миру идей - тем хуже для вещей, эта тенденция приняла крайние формы в "Государстве": мир, не соответствующий идеальному о нем представлению, должен быть подмят и подломлен в пользу идеала.
вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего
люди в процессе жизнедеятельности сталкиваются с понятиями, то есть с копиями идей
| управление государством должно строиться на основе законов
сторонник личной собственности, «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим. Подготовить же к этому граждан - дело законодателя»
идеальное не существует и не может существовать помимо материального, т. е. блага как такового не существует, а оно определяется разными категориями: качеством, количеством, соотношением и т. п.
считал чувственные влечения и страсти свойствами неразумной части души человека. Для господства разума над чувственностью необходимо не отречение, не средство избавления от мира, а условие для правильного выбора человеком своего назначения, целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека должно происходить через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.
общность жен и имущества сделает невозможность и благородная щедрость. “Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им; менее заботятся в той мере, в какой это касается каждого”, считал, что нельзя ущемлять личные интересы
реальнее сама реальность, нежели логика и размышления
чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи.
понятие не является копией идеи, а является творческим действием ума
| я поддерживаю Аристотеля, так как считаю, что правитель не может постоянно здраво, объективно и равноправно по отношению ко всем управлять государством
я поддерживаю Аристотеля, так как человек нуждается в ряде благ, частью которых является богатство, материальные ценности
Аристотель, по моему мнению, прав, так как, чтобы благо стало благом, оно должно обладать определенными свойствами («категориями»), которые определяются с точки зрения материального
мне кажется, что совершенный человек – это человек, сочетающий в себе материальное и духовное начала, развивая их в гармоничной пропорции
я считаю утопичным сосуществование людей, исключающих личные интересы ради общественных, всегда у человека будут потребности, которые ему надо будет удовлетворять, что будет стоять на первом месте
тут я не могу опровергнуть ни одного, ни второго из мыслителей, я считаю, что реальность реальнее, нежели любая логика, но в то же время я согласна с тем, что реальность должна изменяться в соответствии с логическими представлениями об идеале
я поддерживаю Аристотеля в том, что результаты чувственного познания можно принимать за действительное, так как, по моему мнению, чувства нам даны не просто так, и мы должны их использовать в познании мира
тут я соглашусь с Платоном, я считаю, что абсолютного истинного знания человек не достигнет в силу определенной степени субъективизма
|
- 2.Философия как саморефлексия об «универсуме» и человеке в нем.
- 3. Заполните таблицу. Основные типы мировоззрений и их специфика.
- 4. Составьте схему. Как соотносятся философия и другие гуманитарные науки?
- 5. Прокомментируйте текст.
- Специфика философии. Философия как наука (Аристотель) и философия как «любовь к мудрости» (Платон).
- Основные периоды античной философии, критерии их выделения. Главные герои и их идеи.
- Поиск чистой истины как главная человеческая ценность.
- Почему античная философия так эмоционально привлекательна?
- 3. Заполните таблицу.
- В этом задании перечислены основные школы античной философии. Назовите представителей и основные идеи.
- Мечты об идеальном государстве. Платон как первый философ-утопист.
- Тема. Древневосточная философия
- 3. Заполните таблицу.
- 4. Ответьте на вопросы.
- 5. Прокомментируйте текст.
- 6. Традиция и порядок на страже общества: социальные идеи Конфуция.