13. Русская философия. Славянофилы и западники. А.И.Герцен.
По сравнению с философией других стран Европы русская философия – более позднее явление. Это, в частности, связано с тем, что Россия влилась в мировое русло культуры и цивилизации позже других народов Европы.
В общем и целом русской философии дооктябрьского периода был свойственен человекоцентризм или этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и человеческих взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее сила и слабость одновременно. Слабость в том, что ее предмет был ограничен.
Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Русская философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура
Нужно иметь в виду, что в царской России церковь не была отделена от государства и закон божий преподавался как обязательный во всех гимназиях и школах. Отказ от религии для русского человека был равносилен нравственному подвигу. Поэтому немногие отваживались открыто порвать с религией и церковью. Тем не менее в русской философии XIX века ориентированный на естественные науки материализм стал мощным умственным движением. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов — столпы русского материализма.
Все же поддержка государством религии и церкви сделала свое дело. В философии преобладало религиозно-идеалистическое направление, то есть количественно философов-идеалистов было гораздо больше, чем философов-материалистов. Это и П. Я. Чаадаев, и славянофилы, и В. С. Соловьев, и Н. А. Бердяев, и многие другие.
Следует упомянуть еще об одном философском направлении, весьма своеобразном, нетрадиционном. Это космизм (Н. Ф. Федоров, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).
30-е – 40-е гг. XIX века были отмечены дискуссией между западниками и славянофилами. Спор о путях развития России, о том, должна ли Россия развиваться как самобытная страна со своей культурой или она должна вбирать в себя достижения европейской культуры и ориентироваться на западные ценности. В этом споре обе стороны были правы и не правы. Безусловно, Россия должна сохранять свою самобытность, не должно быть общего «стандарта». Но боязнь славянофилов, что Россия потеряет свою особенность, не оправдана. С другой стороны, западники абсолютизировали тот момент, что Россия – часть человечества и должна быть как все. Подражание западным образцам не во всех случаях хорошо. Это один из недостатков позиции западников. Спор славянофилов и западников исторически разрешается синтезом того и другого подхода. Славянофилами были И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы; западниками – П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен.
Расхождения между славянофилами и западниками были также во взглядах на соотношение коллективности и индивидуальности. Славянофилы представляли народ как организм, как единое существо. Для них каждый русский – частица народа и должен подчинять свои интересы и желания интересам народа. Славянофилы проповедовали коллективизм, общинное устройство жизни, православную идеологию, которая должна лежать в основе национальной жизни русского общества. Это, в конечном счете, вылилось в большевистское учение. Там тоже коллективизм ставился на первое место. Все должно быть общим. А западники были настроены индивидуалистически. Они утверждали, что российское общество должно двигаться в направлении развития либеральных ценностей.
Александр Иванович Герцен (1812-1870) – философ-материалист, атеист, западник. Философские сочинения – «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы». Его творчество интересно тем, что он очень много дал русской философии в смысле терминологии. Он ввел в философский оборот немало русских слов. А. И. Герцен сыграл значительную роль в демократическом движении России.
Герцен мудро понимал взаимоотношения человека и общества. По его мнению, следует придерживаться средней линии между личностью и обществом, между индивидуализмом и коллективизмом. В этой связи вполне понятны его колебания между социализмом и либерализмом. С одной стороны, он считал, что диалектика Гегеля – алгебра революции, а социализм – применение логики Гегеля к политике. С другой, он во многом был либералом.
- 1Что такое философия?
- 2. Практическая философия.
- 3. Предмет и «части» философии
- 4. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.
- 5. Материализм и идеализм.
- 6. Рационализм, эмпиризм, иррационализм.
- 7. Философия Древней Греции. Платон и Аристотель.
- 8. Философия XVII века. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
- 9. Философия XVII века. Эмпирики: ф.Бэкон, Гоббс, Локк.
- 10. Философия Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Философия марксизма.
- 15. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки.
- 13. Русская философия. Славянофилы и западники. А.И.Герцен.
- 14. Русская философия. В.С.Соловьев, н.А.Бердяев. Космисты.
- 16. А. Шопенгауэр, ф. Ницше.
- 17. Экзистенциализм, постмодернизм.
- 18. Аналитическая философия.
- 19. Картины мира: религиозная, научная, философская.
- 22. Происхождение и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека
- 23. Организация и типология человека. Организация человека
- 24. Философия гуманизма. Человек как высшая ценность.
- 25. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл жизни. В чем он?
- 26. Общество и его структура.
- 27. Мораль, политика, право (формы регуляции поведения людей в обществе).
- 28. Добро и зло.
- 29. Золотое правило поведения.
- 30. Духовная культура общества (наука, философия, искусство).
- 31. Концепции исторического развития. Формационная и цивилизационная модели.
- 32. Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм. Будущее человечества (философская футурология).
- 33. Философия и экология. Экогуманизм.
- 21. Диалектика противоречия. Противоречия реальные и логические.
- 34. Структура и виды человеческой деятельности. Деятельность
- 35. Как мы думаем? Структура мышления (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление). Как мы думаем?
- 36. Формы и методы научного познания.