3. Предмет и «части» философии
Философы обсуждали проблему “частей” философии, ее структурированности с тех пор как состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые философы-систематики.
Философия в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем “предметам”: объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности, точнее ее средствам-методам.
Можно выделить три “части” предмета философии:
1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).
2. Человек и общество (субъективная реальность).
3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно трем “частям” предмета можно выделить три “части” философии:
1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре — мировоззренческая “часть”.
2. Учение о человеке и обществе — философская антропология и социальная философия.
3. Учение о формах и методах деятельности — методологическая “часть”.
Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой “части” философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества.
Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип “познай самого себя” и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении.
Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Предметом методологической “части” философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). Философская методология включает в себя:
1. Учение о творчестве.
2. Учение о мышлении.
3. Учение о познании.
4. Учение о практике.
5. Учение об игровой деятельности (искусстве, спорте).
В учении о мышлении центральным является вопрос об идее. В учении о познании центральным является вопрос об истине. В учении о практике центральным является вопрос о благе, ценности. В учении об искусстве центральным вопросом является вопрос о прекрасном, красоте.
Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.
- 1Что такое философия?
- 2. Практическая философия.
- 3. Предмет и «части» философии
- 4. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.
- 5. Материализм и идеализм.
- 6. Рационализм, эмпиризм, иррационализм.
- 7. Философия Древней Греции. Платон и Аристотель.
- 8. Философия XVII века. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
- 9. Философия XVII века. Эмпирики: ф.Бэкон, Гоббс, Локк.
- 10. Философия Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Философия марксизма.
- 15. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки.
- 13. Русская философия. Славянофилы и западники. А.И.Герцен.
- 14. Русская философия. В.С.Соловьев, н.А.Бердяев. Космисты.
- 16. А. Шопенгауэр, ф. Ницше.
- 17. Экзистенциализм, постмодернизм.
- 18. Аналитическая философия.
- 19. Картины мира: религиозная, научная, философская.
- 22. Происхождение и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека
- 23. Организация и типология человека. Организация человека
- 24. Философия гуманизма. Человек как высшая ценность.
- 25. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл жизни. В чем он?
- 26. Общество и его структура.
- 27. Мораль, политика, право (формы регуляции поведения людей в обществе).
- 28. Добро и зло.
- 29. Золотое правило поведения.
- 30. Духовная культура общества (наука, философия, искусство).
- 31. Концепции исторического развития. Формационная и цивилизационная модели.
- 32. Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм. Будущее человечества (философская футурология).
- 33. Философия и экология. Экогуманизм.
- 21. Диалектика противоречия. Противоречия реальные и логические.
- 34. Структура и виды человеческой деятельности. Деятельность
- 35. Как мы думаем? Структура мышления (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление). Как мы думаем?
- 36. Формы и методы научного познания.