8. Философия XVII века. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Рене Декарт (1596 – 1660) – французский философ. Декарт подчеркивал значение ума-мышления, был философом-рационалистом. Его рационализм выражался прежде всего в тезисе «Я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Этот тезис имеет два смысла:
первый, который вкладывал Декарт: факт, что человек мыслит, самый очевидный и самый достоверный; поэтому из факта мышления вытекает факт существования;
второй смысл: “только мыслящий человек по-настоящему живет” или “как мы думаем, так и живем”. Человек мыслит, следовательно, существует. Биологи установили, что чем выше удельный вес головного мозга по отношению к телу живого существа, тем выше данное живое существо по степени развития.
В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение. Им выдвинут принцип методологического сомнения. Человек не должен сразу принимать на веру все, что ему говорят или что он видит-ощущает. Он должен подвергнуть сомнению, а существует ли это на самом деле? Декарт не был скептиком, он лишь считал, что нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания, размышления.
Декарт — философ-дуалист. Он считал, что в основе мира лежит не одно начало, материальное или духовное, а два — и материальное и духовное: протяжение и мышление. Духовное существует рядом с физическим, а физическое (материальное) рядом с духовным. Они не пересекаются, а взаимодействуют друг с другом благодаря высшей силе, которая называется Богом.
Поскольку Декарт был рационалистом, он считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека, так называемые «врожденные идеи». Декарт отчасти возрождает платоновскую теорию воспоминания или анамнезиса, что человек познает не путем обращения к внешнему миру, а путем воспоминаний, изнутри себя, из памяти.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — нидерландский философ-рационалист, считал себя учеником Декарта. Он мыслил не как дуалист, а как философ-монист. Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция, которую он обычно называл Богом или, реже, Природой. Субстанция, Бог, Природа у него взаимозаменяющие понятия, означающие одно и то же. У Бога как субстанции имеются два атрибута: мышление и протяжение. Протяжение – пространственная категория, означающая, что нечто материальное имеет какие-то размеры и отделено от чего-то другого каким-то расстоянием. Спиноза говорил и о том, что субстанция может иметь бесконечное количество атрибутов, но он знает только два.
В «Богословско-политическом трактате» Спиноза подверг тщательному анализу-критике Библию, показал, что в ней немало противоречий, критиковал представление о Боге как личном существе. Через эту критику Библии его называли князем атеистов. Он, конечно, не был стопроцентным атеистом. Его позиция – пантеизм, он отождествлял Бога и природу.
Философия Спинозы несла свет разума, была жизнеутверждающей. «Человек свободный, — писал он, — ни о чем так мало не думает, как о смерти; и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ-рационалист. Он выдвинул учение о монадах (субстанциальных единицах). Последние – духовные сущности, которые не имеют частей и существуют независимо друг от друга. На Земле огромное число людей и душа каждого – уникальная монада. Монадология Лейбница — своеобразная теория идеалистического плюрализма. Лейбниц подчеркивал неповторимость каждого явления природы, каждой монады. Он выдвинул теорию об изначальном различии вещей, о том, что нет абсолютных копий, нет абсолютных тождеств и повторений.
Лейбниц — автор четвертого закона логики (достаточного основания). Это важный закон мышления, направленный против поклонения авторитетам и слепой веры. Он выдвинул также учение о предустановленной гармонии.
- 1Что такое философия?
- 2. Практическая философия.
- 3. Предмет и «части» философии
- 4. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.
- 5. Материализм и идеализм.
- 6. Рационализм, эмпиризм, иррационализм.
- 7. Философия Древней Греции. Платон и Аристотель.
- 8. Философия XVII века. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
- 9. Философия XVII века. Эмпирики: ф.Бэкон, Гоббс, Локк.
- 10. Философия Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Философия марксизма.
- 15. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки.
- 13. Русская философия. Славянофилы и западники. А.И.Герцен.
- 14. Русская философия. В.С.Соловьев, н.А.Бердяев. Космисты.
- 16. А. Шопенгауэр, ф. Ницше.
- 17. Экзистенциализм, постмодернизм.
- 18. Аналитическая философия.
- 19. Картины мира: религиозная, научная, философская.
- 22. Происхождение и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека
- 23. Организация и типология человека. Организация человека
- 24. Философия гуманизма. Человек как высшая ценность.
- 25. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл жизни. В чем он?
- 26. Общество и его структура.
- 27. Мораль, политика, право (формы регуляции поведения людей в обществе).
- 28. Добро и зло.
- 29. Золотое правило поведения.
- 30. Духовная культура общества (наука, философия, искусство).
- 31. Концепции исторического развития. Формационная и цивилизационная модели.
- 32. Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм. Будущее человечества (философская футурология).
- 33. Философия и экология. Экогуманизм.
- 21. Диалектика противоречия. Противоречия реальные и логические.
- 34. Структура и виды человеческой деятельности. Деятельность
- 35. Как мы думаем? Структура мышления (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление). Как мы думаем?
- 36. Формы и методы научного познания.