20 Антропологический материализм Фейербаха
Идеолог радикальных демократических кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии, Фейербах восстановил материализм в его правах. Прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Фейербах возродил франко-британское материалистическое мировоззрение. Старая, идеалистическая философия, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая философия опирается на достижение естествознания.
Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии.
Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.
Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.
Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях.
При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дельнейшее развитие философской мысли.
- 01 Смысл и назнач философии
- 11. Особености среденевековой философии. Патристика. Учение Августина
- 18. Теория познания и трансцендентальная диалектика Канта
- § 1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- §2 Закон отрицания отрицания.
- §3 Закон единства и борьбы противоположностей
- 20 Антропологический материализм Фейербаха
- 21 Философия марксизма
- 29 Движение как способ существования материи
- 31.Материя как философская категория. Философское понятие субстанции
- 32 Диалектика – учение о всеобщей связи. Объективная и субъективная диалектика
- 33.Категории материалистической диалектики: единичное и общее, явление и сущность,форма и существование, часть и целое, причина и следствие
- 34 Оснвные законы диалектики
- 35. Система. Системный подход
- 36 Гносеология – наука о познании
- 37 Специфика научного познания
- 38 Социально- историческая форма познания. Диалектика субъекта и объекта познания
- 40 Чувственное и рациональное познание
- 41 Общество как объект философского изучения
- 42 Структура общественного сознания
- 43 Человек как предмет философского изучения