Росцелин
Росцелин (ок. 1050-1120) - один из первых представителей номинализма. Родился в Компьене (Франция), где стал каноником. Не сохранилось никаких его произведений, а его воззрения известны лишь по критическим выступлениям оппонентов - Ансельма Кентерберийского, Абеляра и др.
Взгляды Росцелина сводились к следующим. Объективным существованием, по его мнению, обладают только единичные вещи. Общие же понятия, называемые универсалиями, - это лишь наименования - ноумены. Отсюда произошло название направления -номинализм. Философские воззрения Росцелина наиболее полно передают номиналистическую концепцию.
Номинализм как направление в гносеологии возник еще в античное время, но только в Средневековье он оформился в самостоятельное философское течение. Реализм и номинализм представляют крайние позиции в теоретическом споре о природе общих понятий - том вопросе, который является главным для всей схоластической философии.
Росцелин стоял на позициях крайнего номинализма, считая, что универсалии, т.е. общие понятия, - это только "звуки голоса", которые никак не связаны с вещами. Лишь в языке, по мнению Росцелина, формируется общее понятие, в действительности же существуют отдельные предметы, обладающие определенными свойствами. Общее, таким образом, не обладает никакой объективностью. За общим не признавалась объективность даже в уме человека.
Кроме крайнего номинализма, имеется умеренный номинализм, согласно которому общее, хотя и не существует самостоятельно, но все-таки присутствует в вещах, на основании чего и формируется общее понятие в слове.
Росцелин применил свою концепцию номинализма для анализа христианского догмата Троицы. Так как, согласно Росцелину, не может быть никакого самостоятельного существования общего, то не может быть и никакой божественной субстанции, которая едина и объединяет одновременно три божественных лица. Существуют лишь три самостоятельных Бога. Своей концепцией Росцелин отверг один из основных догматов вероучения. Поэтому церковь на своем соборе в Суассоне в 1092 г. объявила учение Росцелина о трехбожии ересью и заставила его отречься от него.
В номинализме Росцелина нашли выражение стремления признать объективное существование единичных предметов. В то же время отрицание объективного существования общего вело к субъективистским выводам.
- Августин
- Авенариус
- Аверроэс
- Авиценна
- Аль-Кинди
- Аль-Фараби
- Анаксагор
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Ансельм Кентерберийский
- Аристотель
- Бергсон
- Бердяев
- Булгаков
- Виндельбанд
- Витгенштейн
- Вольтер
- Гадамер
- Гассенди
- Гельвеций
- Гераклит
- Гольбах
- Гуссерль
- Демокрит
- Дунс Скот
- Зенон из Китиона
- Зенон из Элеи
- Иоанн Скот Эриугена
- Карсавин
- Киреевский
- Кондильяк
- Конфуций
- Ксенофан
- Кьеркегор
- Ламетри
- Лао-цзы
- Левкипп
- Лейбниц
- Лосский
- Лукреций
- Маймонид
- Макиавелли
- Мальбранш
- Мандевиль
- Марк Аврелий
- Монтескье
- Николай Кузанский
- Панеций
- Парменид
- Пико делла Мирандола
- Пиррон из Элиды
- Пифагор
- Плеснер
- Порфирий
- Посидоний
- Протагор
- Риккерт
- Росцелин
- Ротхакер
- Соловьев
- Спиноза
- Фейербах
- Филон Александрийский
- Флоренский
- Фома Аквинский
- Хайдеггер
- Хомяков
- Цицерон
- Чаадаев
- Чернышевский
- Шеллинг
- Шефтсбери
- Шопенгауэр
- Эмпедокл
- Эпиктет