logo
ПРОГРАММА по ФИЛОСОФИЯ для ОЗО (3) / Словари / Словарь для справок

Киреевский

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) - русский философ, представитель славянофильства. Родился в Москве, в семье помещика-дворянина, умер от холеры в Петербурге.

В своих произведениях, подчеркивая особенности русской культуры, а именно цельность и разумность, Киреевский выступал с критической оценкой западной образованности, которая переживает раздвоение духа, науки, государства, классов, семейных уз. В России же сохранились черты жизни старой России - стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к божественному. "Западный человек, - пишет Киреевский, - почти всегда доволен своим нравственным состоянием: почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми... Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки, и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и потому тем менее бывает доволен собою" [Поли. собр. соч. Т. 2. С. 216].

В то же время Киреевский не игнорировал западноевропейскую цивилизацию. Он писал, что "любовь к образованности европейской, равно как любовь к нашей, обе совпадают в последней точке всего развития в одну любовь, в одно стремление к живому, полному, всечеловеческому и истинно христианскому просвящению" [Там же. С. 162].

Киреевский видел идеал социального порядка в общине, полагая, что отличительный тип русского взгляда на всякий порядок заключается в "совмещении личной самостоятельности с цельностью общего порядка" [Там же. С. 76].

Киреевский писал, что "направление философии зависит в первом начале своем от того понятия, которое мы имеем о Пресвятой Троице" [С. 74]. Тем самым Киреевский указал пути для развития христианского мировоззрения. Он высказал идеи соборности, или общности, и указывал, что цельность общества состоит в том, чтобы сочетать личную свободу и индивидуальные особенности граждан. И это возможно лишь при условии свободного подчинения отдельных личностей общечеловеческим ценностям.

Киреевский дал начало цельной религиозной и христианской философии, которую потом стали развивать братья Трубецкие, С. Булгаков, Бердяев, Вл. Соловьев, Эрн и др.

Коген

Герман Коген (1842-1918) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Написал следующие произведения:

"Теория опыта Канта" (1871), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Иммануил Кант" (1904), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904) и др.

Прежде всего Коген ставит вопрос о том, что входит в философию, и утверждает, что основной частью философии является логика, которая есть логика чистого сознания и которая направлена на обоснование системы философии. Поэтому философия обладает своим научным методом - логикой, по своему же содержанию она -философия науки.

Коген полагает, что нам не дан предмет познания в качестве вещей окружающего мира, он лишь задан. Процесс познания постоянно развертывается, он не нечто готовое, не есть некая вещь, а выступает задачей познания. Предмет познания - это понятие о предмете.

Для Когена процесс познания является бесконечным, и идеалом этого бесконечного процесса познания выступает математическое познание. Центральное понятие этого математического познания - понятие бесконечно малого. Оно служит у Когена для обоснования его понимания реальности. Лишь через число получает предмет свое реальное существование, число- это фундамент, на котором создается предмет, и оно получает свое значение лишь в виде бесконечно малого.

В этом проявляется своего рода пифагореизм Когена, который имеет скорее всего методологический характер, а не онтологический, как у древних. Число для Когена - это член отдельного ряда чисел, который является выражением определенного закона. Таким образом, число - это не вещь, а функция, которая выступает как отношение. Отношениями же являются все понятия точных наук, а именно: механики, теоретической физики, химии. Функционализм Когена приводит его к определенному релятивизму, означающему для него лишь относительность наших знаний. Прогресс познания есть поиск истины, которой мы не достигаем: истина состоит единственно в том, чтобы искать истину.

Второй философской наукой, по Когену, выступает этика. "Этика чистой воли" рассматривается через призму понятия права и государства, которому Коген придает первостепенное значение. Для него государство - это этическое понятие культуры, цель исторического развития. "Естественное состояние человека" - это раздробленность, а этический человек стремится к единству, которое может быть достигнуто лишь в государстве. Нравственный человек и государство - выражение одной тенденции.

Отсюда Коген переходит к идее социализма, понимаемой им как этический социализм, как такое понятие социализма, которое никогда не достигается. Таким образом, Коген выдвигает понятие социализма как идею общества, к которому совершается постоянное движение, и это движение бесконечно, так как цель - общество - постоянно отодвигается дальше. Цель социального развития для Когена- это метод развития, а не вещь. Вечность - характерная черта для не находящего себе покоя бесконечного стремления вперед чистой воли. Вечность, вечная задача - это постоянное стремление и движение общества к социализму.