Панеций
Панеций (ок. 185-110 до Р.Х.) - дневнегреческий философ, главный представитель римского стоицизма - Средней Стои. Был родом из Родоса, происходил из знатной семьи и в молодости слушал лекции стоика Диогена из Селевкии. Он написал много сочинений, от которых сохранились лишь небольшие отрывки. Для взглядов Панеция характерно проникновение в стоицизм идей платонизма и аристотелизма. Он в значительной степени внес изменения в некоторые положения стоицизма, отказавшись от слишком ортодоксальных утверждений древних стоиков.
Панеций в своей физике отказывается от учения о периодическом воспламенении мира, которое затухает, после чего снова наступает воспламенение. Он считает, что мир существует вечно и не может быть подвергнут уничтожению. Отказывается от признания роли судьбы в жизни человека, отвергая железный детерминизм, сковывающий активную деятельность человека. Он сомневается в возможности пророчества, предсказания будущего, чем занимались древние стоики. Отвергает астрологию, полагая, что далекие звезды никак не могут влиять на судьбу человека.
В отличие от древних стоиков, которые на первое место ставили обязанности и суровый долг, Панеций признавал важную роль в нравственной жизни также и удовольствия. Он рассматривает человека как единое и прекрасное, гармоническое существо. Древние же стоики признавали борьбу души с телом в человеке. Однако определенные отклонения взглядов Панеция от древних стоиков не означают существенного отхода от стоического учения, просто он в отдельных местах смягчал слишком догматические положения стоицизма.
Панеций связывает понятия этики и пользы, при этом первенствующее значение у него принадлежит разуму. Придавал большое значение самодеятельности человека, который, обладая умом и хорошим настроением, может победить всех остальных в жизненной борьбе.
Панеций вносит изменения и дополнения в учение стоиков о добродетелях. Считает, что необходимо следовать природе. Удовольствия для него различаются на естественные и противоестественные. Он не считает, что для счастья достаточно одной добродетели, "надобно и здоровье, и денежные траты, и сила".
Социально-политические воззрения Панеция характеризуются требованием сочетания демократии, монархии и аристократии. Это противоречило абсолютному аристократизму древних стоиков. Религию он делил на три вида: государственную, философскую и поэтическую. Государственную религию признавал и считал, что она воспитывает граждан. Что касается философского понимания религии, то полагал, что это аллегория. Поэтическая религия - это, по мнению Панеция, обман.
Воззрения Панеция показывают, что, даже, отстаивая основные положения стоицизма, можно защищать и главные тенденции эллинской философии: провозглашение радостей жизни (а не только покорность судьбе).
- Августин
- Авенариус
- Аверроэс
- Авиценна
- Аль-Кинди
- Аль-Фараби
- Анаксагор
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Ансельм Кентерберийский
- Аристотель
- Бергсон
- Бердяев
- Булгаков
- Виндельбанд
- Витгенштейн
- Вольтер
- Гадамер
- Гассенди
- Гельвеций
- Гераклит
- Гольбах
- Гуссерль
- Демокрит
- Дунс Скот
- Зенон из Китиона
- Зенон из Элеи
- Иоанн Скот Эриугена
- Карсавин
- Киреевский
- Кондильяк
- Конфуций
- Ксенофан
- Кьеркегор
- Ламетри
- Лао-цзы
- Левкипп
- Лейбниц
- Лосский
- Лукреций
- Маймонид
- Макиавелли
- Мальбранш
- Мандевиль
- Марк Аврелий
- Монтескье
- Николай Кузанский
- Панеций
- Парменид
- Пико делла Мирандола
- Пиррон из Элиды
- Пифагор
- Плеснер
- Порфирий
- Посидоний
- Протагор
- Риккерт
- Росцелин
- Ротхакер
- Соловьев
- Спиноза
- Фейербах
- Филон Александрийский
- Флоренский
- Фома Аквинский
- Хайдеггер
- Хомяков
- Цицерон
- Чаадаев
- Чернышевский
- Шеллинг
- Шефтсбери
- Шопенгауэр
- Эмпедокл
- Эпиктет