logo search
Filosofia_gotovo_1

39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).

Признание базиса решающим показателем типа общественной системы отличает марксизм от тех не марксистких концепций, в которых так же выделяетяс определенные ступени общественного развития, но не анализируются производственные отношения как системообразующий элемент каждой из этих ступеней. Характерно в этом отношении позноваемая теория «стадий экономического роста», получившая довольно большое распровтранение в социологии, политологии и экономической науке промышленных развитых капиталистическх стран в 50-70х гг. Разные авторы Ростоу и другие, разрабатывавшие эту теорию выделяли иногда большее, иногда меньшее число стадий или ступеней роста человеческого общества. Но при этом все они за основу брали уровень развития математико-технической базы признавали основными стадиями доиндустриальными связаны с ручным трудом и использовавших ремесленное орудие, индустриальные, основанные на машинном производстве, постиндустриальное ,когда осуществляется автоматизация производственного процесса и главные для общества становится производство информации нового знания. Предполагается, что совершенствование техники само по себе должно привести человечество к благодействию.

История как технологическая модернизация (У. Ростоу)

Техницизм – это социологическае учения абсолютизирующие роль техники в социальном развитии.

К таким учениям относится теория технологической модернизации Ростоу.

По уровню технологического развития Ростоу выделил пять этапов развития общества:

  1. Традиционное общество. Аграрное производство, слабо развитая техника, власть у тех кто владеет землей (период от зарождения до возникновения капитализма)

  2. Переходное общество. Научные изобретения, формирование меньшинства, которое переводит общество на рельсы промышленного развития (европейские страны XVII-XVIII в)

  3. Промышленная революция. Накопление капитала, бурное развитие промышленности (Англия конец XVIII в, Франция, США середина XIX, Германия конец XIX, Россия 1890-1914г., Китай – 1950г.)

  4. Стадия зрелости. Увеличивается национальный доход, бурное развитие автомобилестроения и станкостроения, общество демонстрирует, что оно может производить все что захочет (Англия – 1880г., США – 1900г., Россия – 1950г.)

  5. Стадия массового потребления. Возникает общество всеобщего благоденствия, главное внимание на потребление и рост благосостояния (США – 1970г.)

По теориям модернизации страны с высоким уровнем дохода должны отсталым странам:

  1. помогать в контроле роста населения; 2) увеличивать количество продовольствия; 3) внедрять индустриальные технологии; 4) предоставлять иностранную помощь

Таким образом вся история у Ростоу сводится к истории совершенствования техники, согласно этой теории дверь к богатству открыта для всех.

40) Концепции циклического развития. Культурологический подход О. Шпенглера. Историческая концепция А. Тойнби

История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая. О.Шпенглер и А.Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. О.Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А.Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненого цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических связий, процесс связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал «мировой дух», который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая прийдет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистический подход к единству истории. Этот подход включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд-вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса. Установление многообразных связей между странами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связано с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формы накладываются на новые, и то, что история - единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным.

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.

Теория цивилизаций А.Тойнби. А.Тойнби (1889-1975), работая над всеобщей историей развития человеческой культуры, создал уникальный 10-томный труд “Исследование истории”, напис в теч 1934-1955 гг. Цивил-ю Тойнби рассм-л в качестве умопостигаемого поля исторического исследования, как систему, обособленность которой определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизация зарождается в результате стимулов, предъявляемых людям природой, либо человеческим окружением. Новая цивилизация может возникнуть двумя путями:

1. Непоср-о из примит общ-ва путем кач- изм-я его структуры в рез-те выделения из общей массы нектр творч меньшинства (элиты), берущего на себя разработку новых методов и напр-ий соц активности при помощи механизма мимесиса (мимесис - социальное подражание).