5) Сущность диалектики как метода. История её развития
Диалектика (греч. - искусство спорить, вести рассуждение) — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
Цель диалектического метода — 1) рассматривать предмет со всех сторон и со всех возможных позиций и 2) рационально, основываясь на этом всестороннем анализе, пытаться решать философские проблемы.
Различают два понимания природы диалектики: 1) Одно основывается на том, что диалектика есть только способ познания мира, особый метод всестороннего анализа, а не сама реальность. 2) Другое признает "диалектическим" саму реальность, которую мышление только фиксирует - такими "реально диалектическим" признаются всякое изменение и развитие. Так, еще Гераклит утверждал, что «все течет, ничего не стоит на месте», имея в виду саму реальность. А Жорж Сорель назвал диалектику «искусством примирения противоположностей с помощью фокус-покуса», имея в виду диалектику как особый метод.
Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, метафизикой. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мира.
Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало <вести беседу>. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противоположных точек зрения.
Диалектика — творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Залог плодотворного развития ее самой — в ее единстве с исторически развивающейся общественной практикой, с потребностями развития науки и культуры.
Материалистическая диалектика выражается в системе философских принципов, категорий и законов, являющихся средством осмысления ею действительности во всех существенных формах ее проявления: и в природе, и в обществе, и в самом мышлении. Природа, по Ф. Энгельсу, есть «пробный камень диалектики», и ее изучение, по существу, невозможно без учета диалектики. Именно диалектические принципы лежали в основе выработки современной естественнонаучной картины мира. Применение диалектики к познанию и природы, и общественной жизни, особенно на ее переломных, поворотных этапах, предполагает и настоятельно требует развития диалектической логики мышления, перестройки всего сознания. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет, выявив закономерности их развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные, разумные способы его созидания.
Элементы диалектики содержатся уже в философских учениях в Древнем Китае, Индии, Греции. Гераклит представлял мир как огонь, мерами возгорающий, мерами затухающий, или как поток реки, в который нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греческих философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской философии истории возникает представление о временной направленности (у Августина). Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество. Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просветители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе.
В немецкой классической философии диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества.
Сущность. многообразия определений диалектики обобщены и синтезированы в определении, принадлежащем Ф. Энгельсу: диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.
Предметы и явления окружающей действительности не сущ. изолированно друг от друга. Они определенным образом влияют друг на друга, зависят друг от друга .Связи и зависимости, существующие между явлениями, изучаются различными науками (пр. биология – связи и зависимости сущ. между наследственностью и изменчивостью; физика – скоростью и временем; философия - пространство и время, материя и движение и т.д.). Связи, выраженные в явлениях (между явлениями), связаны с законами.
Законы диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей;
закон перехода количественных изменений в качественные и обратно
закон отрицания-отрицания - законы изменения и развития . Они носят всеобщий, необходимый характер.
1) Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).
Противоположности применяются: в науке; диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма); в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).
На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимно исключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие. В процессе развития предмета, явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.
2) Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
3) Сущность закона отрицания-отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Важнейшая задача диалектики как Логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие, объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т. д., т. е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории. Тем самым, диалектика не с одной стороны — логика, с другой — теория познания, с третьей — онтология (учение о бытии), а целиком, со всех сторон есть учение о развитии вещей и о процессе познания их, о мышлении и его законах и формах. Качество — философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Свойство—сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.
История развития Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: Античная (наивная) – Гераклит; Классическая немецкая – Гегель; Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая); Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.
Метафизика – 1) то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин "метафизика" нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2) метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод мышления.
Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего сущего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорейцы). Первоначально термином диалектика обозначались: 1)способности вести спор посредством вопросов и ответов; 2)искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистическая диалектика Гегеля - он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю. связь этого движения и развития. диалектика - движущая душа всякого научного развертывания мысли. Истинно научное понимание диалектики - Маркс и Энгельс, они построили диалектику на основе материалистического. понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных. процессов, происхождение в природе, обществе и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущая сила и источник всякого развития.
- 1) Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения
- 2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
- 3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 4) Сущность метафизики как метода. История её развития.
- 5) Сущность диалектики как метода. История её развития
- 6) Диалектика как учение. Принципы диалектики.
- 7) Законы диалектики.
- 1) Взаимополагание противоположностей;
- 2) Взаимопроникновение;
- 3) Взаимоисключение.
- 3. Закон отрицания-отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос, как происходит движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
- 8) Категории диалектики.
- 9) Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира.
- 10) Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания.
- 11) Понятие проблемы. Природа философских проблем
- 12) Предмет философии. Структура и функции философии
- 1.Питание, следовательно, выживание. 2.Национальные проблемы. 3.Экологического кризиса. 4.Социальное неравенство, бедность. 5.Безработица. 6.Наркомания.
- 2. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.
- 13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира
- 14) Понятие материи в истории философии.
- Материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
- Материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
- Материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
- 15) Проблема времени и пространства в философии.
- 16) Сознание как философская проблема.
- 1. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
- 3. Основная идея другой, "биологической" точки
- 17) Структура научного познания.
- 18) Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки.
- 19) Проблема движения и развития в философии.
- 20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
- 21) Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека
- 22) Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество
- 23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.
- Что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- 24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии
- 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.
- 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы
- 2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом.
- 27) Общенаучные методы познания
- 28) Философское учение об истине
- 1) Объективный мир, отражаемый в сознании, постоянно изменяется и развивается;
- 2) Практика на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
- 29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.
- 30) Культура и цивилизация как философские проблемы
- 31) Становление философии истории
- 32) Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 33) Восточная философия.
- 34) Философия эпохи Средневековья.
- 1. Древнегреческая философия
- 2. Священные писания, которое повернуло философию в русло христианства.
- 35) Философия эпохи Возрождения
- 36) Философия Нового времени.
- 37) Немецкая классическая философия.
- 38) Формационный подход к.Маркса.
- 39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
- 2. Из цивилизации на основе использования достижений генетически предшествующей цивилизации, где в качестве хранителя и передатчика “генетической” информации выступают религиозные институты.
- - Религия – обладает культуротранслирующей силой. Перемственность цивилизаий.
- 41) Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- 42) Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- 43) Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества.
- 44) Концепция этногенеза Гумилёва.
- 45) Западноевропейская философия XX века.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- Идеи, теории, образы, духовные ценности;
- Духовные общественные связи индивидов;
- Духовность человека.