2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев.
В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Мифология - это такая система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Миф объясняет все, для него нет непознанного и неизвестного. Мифологическое мировоззрение является наиболее ранней, а в современных условиях - архаичной формой.
Мифология является дофилософским типом мировоззрения. В отличие от мифологии философия является теоретической формой мировоззрения. В массовом сознании философское мировоззрение часто представляется как далекое от реальной жизни. Но это не так.
Кризис мифологии
Мифология (собрание мифов) была исторически первой формой систематизированного мировоззрения. Мифы (слово “мифос” в переводе с древнегреческого языка означает “предание”) представляют собой вымышленные истории о деяниях фантастических существ, богов и героев. Как объяснение мира, мифологическое мировоззрение имеет ряд особенностей, отличающих его от философии: 1) оно основано на вере в мифы, 2) мир в нем един: природное в нем не отделено от сверхъестественного и социального (общественного), человек живет в природном мире вместе с другими природными существам, богами и героями, духами и т.п. 3) в мифах имеет место олицетворение сил природы и общества, 4) там присутствует особая пространственно-временная характеристика событий (время циклично, оно движется по кругу; пространство неоднородно, в нем есть места “хорошие” и “плохие”). Миф, в отличие от философии, не выступает ясно в качестве знания о мире, реальности. Создатели мифов были наивными реалистами: искренне верили в то, что придумывали; сами не различали свой вымысел и действительность.
Религия - вторая форма мировоззрения, выросшая из мифологии. Характерной чертой религиозного мировоззрения является то, что его основанием, как и в предыдущем случае, служит вера. Но сама по себе религиозная вера - явление более сложное, чем вера в миф. Религиозная вера - это так же вера в существование мира сверхъестественного, но этот мир уже отделен от мира природы, стоит над ним; он активно вмешивается в дела земного мира, в некоторых религиях (например, христианстве) управляет миром людей. Люди же всегда находятся ниже богов и не способны вмешаться в небесные дела. Религиозное мировоззрение всегда включает в себя и мифологическое, так как в нем присутствуют разнообразные мифы, повествующие о жизни святых и богов.
Таким образом, религия, с одной стороны, допускает неполную объяснимость мира, существование в нем областей, недоступных нашему слабому разуму. С другой стороны, она заставляет людей ориентироваться на то, чего в действительности не существует, - на выдуманное. Поэтому некоторые проблемы оказываются для религиозного мировоззрения заведомо неинтересными и нерешаемыми. Кроме того, религиозная вера является догматической: верой в непререкаемые авторитеты (священное писание, отцов церкви, пророков) и незыблемые истины-догматы, в силу чего провозглашается превосходство веры над знанием. Вера запрещает изменять однажды установленные священные истины и открывать новые истины, и таким образом накладывает ограничения на развитие познания.
Исходя из сказанного, можно выделить следующие особенности религиозного мировоззрения: 1) оно основано на догматической вере в сверхъестественное и в религиозные авторитеты; 2) в нем происходит удвоение мира: разделение его на мир земной, природный, и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного; 3) оно накладывает ограничения на развитие познания.
В Древней Греции на смену мифологическому мировоззрению пришло философское. Произошло это потому, что древние греки первыми обнаружили способность нашего разума собственными силами доходить до причинных объяснений мироздания. Они провозгласили разум единственным надежными источником истины и, используя рациональные методы, превратили заимствованные ими на Востоке разрозненные преднаучные сведения в начатки наук, противоречившие вымышленным мифологическим объяснениям мира. Эти противоречия вызвали кризис мифологии, потребовали создания нового типа мировоззрения, которое опиралось бы на рациональное знание и служило бы потребностям повседневной практики. Таким новым типом мировоззрения и стала философия.
- 1) Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения
- 2) Мифологическое мышление, его характерные черты. Кризис мифологии
- 3) Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 4) Сущность метафизики как метода. История её развития.
- 5) Сущность диалектики как метода. История её развития
- 6) Диалектика как учение. Принципы диалектики.
- 7) Законы диалектики.
- 1) Взаимополагание противоположностей;
- 2) Взаимопроникновение;
- 3) Взаимоисключение.
- 3. Закон отрицания-отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос, как происходит движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
- 8) Категории диалектики.
- 9) Проблема бытия в философии. Бытие как основная категория философской картины мира.
- 10) Смысл и предназначение философии. Специфика философского знания.
- 11) Понятие проблемы. Природа философских проблем
- 12) Предмет философии. Структура и функции философии
- 1.Питание, следовательно, выживание. 2.Национальные проблемы. 3.Экологического кризиса. 4.Социальное неравенство, бедность. 5.Безработица. 6.Наркомания.
- 2. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.
- 13) Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира
- 14) Понятие материи в истории философии.
- Материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
- Материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
- Материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
- 15) Проблема времени и пространства в философии.
- 16) Сознание как философская проблема.
- 1. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
- 3. Основная идея другой, "биологической" точки
- 17) Структура научного познания.
- 18) Научная революция и смена научной картины мира. Концепции роста научного знания. Модели науки.
- 19) Проблема движения и развития в философии.
- 20) Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
- 21) Человек как философская проблема. Биосоциальная природа человека
- 22) Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество
- 23) Понятие ценности. Виды ценностей. Право и мораль. Нравственные ценности.
- Что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- 24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии
- 25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.
- 26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы
- 2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом.
- 27) Общенаучные методы познания
- 28) Философское учение об истине
- 1) Объективный мир, отражаемый в сознании, постоянно изменяется и развивается;
- 2) Практика на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
- 29) Истина и заблуждение. Правда и ложь. Критерии истины.
- 30) Культура и цивилизация как философские проблемы
- 31) Становление философии истории
- 32) Античная философия. Научные программы античности: атомизм и элементаризм
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 33) Восточная философия.
- 34) Философия эпохи Средневековья.
- 1. Древнегреческая философия
- 2. Священные писания, которое повернуло философию в русло христианства.
- 35) Философия эпохи Возрождения
- 36) Философия Нового времени.
- 37) Немецкая классическая философия.
- 38) Формационный подход к.Маркса.
- 39) Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).
- 2. Из цивилизации на основе использования достижений генетически предшествующей цивилизации, где в качестве хранителя и передатчика “генетической” информации выступают религиозные институты.
- - Религия – обладает культуротранслирующей силой. Перемственность цивилизаий.
- 41) Русская философия конца XIX – начала XX веков, её специфика. Основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- 42) Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- 43) Философия техники. Специфика взаимодействия человека и общества.
- 44) Концепция этногенеза Гумилёва.
- 45) Западноевропейская философия XX века.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- Идеи, теории, образы, духовные ценности;
- Духовные общественные связи индивидов;
- Духовность человека.