logo search
ФПНД

Учение о душе. Идеальное государство.

* Душа – бессмертное, самодвижущееся начало. Все, что получает движение изнутри – одушевлено.

* Двойственная природа души – промежуточное положение между двумя мирами.

* Три части души. Одна часть обращена к идеям и их постижению. Две других – к чувственному миру. Более благородная (θυμός) – энергичная предприимчивость; менее – чувственное вожделение.

* Поэтому лучшее государственное устройство: республика философов; чуть ниже – тимократия (страстная часть души, Спарта); еще ниже – олигархия (преобладание вожделения) и демократия (господство всеобщей распущенности); хуже всего – тирания (позорный произвол). Более подробная иерархия в “Политике”:

  1. Идеальное государство.

  2. Царская власть.

  3. Аристократия.

  4. Законная демократия.

  5. Олигархия.

  6. Незаконная демократия.

  7. Тирания.

* В идеальном государстве – три сословия: правители (архонты); стражи (военное сословие); народ (демос). Соответственно добродетели: мудрость; мужество; самообладание, повиновение и трудолюбие. Четвертый тип добродетели – общесоциальный: правомерность, справедливость. Основной элемент социальной этики Платона.

* Идеал: господство научного образования в государственной жизни.

* Устранить семью, частную собственность, неравенство мужчин и женщин. Но: общность жен, имущества, детей ограничивается только двумя высшими классами. Строгая иерархия социальных слоев, но с возможностью перемещения вверх в случае особой одаренности или заслуг.

* Описать отличие “Государства” от ”Законов”. Социальный пессимизм позднего Платона.

Души, падающие с неба имеют свою иерархию воплощений:

  1. Философ, любитель красоты.

  2. Царь, соблюдающий законы.

  3. Государственный деятель.

  4. Врач.

  5. Прорицатель.

  6. Поэт.

  7. Ремесленник и землепашец.

  8. Софист или демагог.

  9. Тиран.