Учение о душе. Идеальное государство.
* Душа – бессмертное, самодвижущееся начало. Все, что получает движение изнутри – одушевлено.
* Двойственная природа души – промежуточное положение между двумя мирами.
* Три части души. Одна часть обращена к идеям и их постижению. Две других – к чувственному миру. Более благородная (θυμός) – энергичная предприимчивость; менее – чувственное вожделение.
* Поэтому лучшее государственное устройство: республика философов; чуть ниже – тимократия (страстная часть души, Спарта); еще ниже – олигархия (преобладание вожделения) и демократия (господство всеобщей распущенности); хуже всего – тирания (позорный произвол). Более подробная иерархия в “Политике”:
Идеальное государство.
Царская власть.
Аристократия.
Законная демократия.
Олигархия.
Незаконная демократия.
Тирания.
* В идеальном государстве – три сословия: правители (архонты); стражи (военное сословие); народ (демос). Соответственно добродетели: мудрость; мужество; самообладание, повиновение и трудолюбие. Четвертый тип добродетели – общесоциальный: правомерность, справедливость. Основной элемент социальной этики Платона.
* Идеал: господство научного образования в государственной жизни.
* Устранить семью, частную собственность, неравенство мужчин и женщин. Но: общность жен, имущества, детей ограничивается только двумя высшими классами. Строгая иерархия социальных слоев, но с возможностью перемещения вверх в случае особой одаренности или заслуг.
* Описать отличие “Государства” от ”Законов”. Социальный пессимизм позднего Платона.
Души, падающие с неба имеют свою иерархию воплощений:
Философ, любитель красоты.
Царь, соблюдающий законы.
Государственный деятель.
Врач.
Прорицатель.
Поэт.
Ремесленник и землепашец.
Софист или демагог.
Тиран.