logo search
Рабочая тетрадь по философии (2)

Специфика философии. Философия как наука (Аристотель) и философия как «любовь к мудрости» (Платон).

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии, обладающей рядом особенностей и специфических черт. Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Этот буквальный смысл как будто далек от действительного значения понятия “философия”. Однако, это верно лишь отчасти. Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать? Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не воление, не действование. Во-вторых, философия не просто мышление, а со-мышление, т.е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия — коллективное мышление также как наука — коллективное познание, искусство — коллективное чувствование, религия — коллективное верование, мораль-политика-право — коллективное воление, экономика — коллективное производство-распределение и т.д. В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других-многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление — лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т.п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т.д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии — это стихия чистой, самодостаточной мысли. Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы-рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея — всегда полуфабрикат. Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей. В вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго. На самом деле между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени “участвует” как в познавательной, так и в управляюще-преобразовательной деятельности, т.е. является идеальным орудием познания и управления-преобразования. Последние противоположны по своей направленности. Познание — это преимущественно отражательная деятельность, осуществляющая перевод материального в идеальный план (распредмечивание). В познании субъект стремится разделять то, что разделено в объекте, и соединять то, что соединено в объекте. Напротив, управляюще-преобразовательная деятельность осуществляет “перевод” идеального в материальный план [опредмечивание]. В этой деятельности субъект стремится разделять то, что соединено, и соединять то, что разделено. Мышление же осуществляет на идеальном, психическом уровне взаимодействие [взаимопереход, взаимоопосредствование] этих противоположно направленных форм деятельности. Оно, следовательно, не сводится ни к одной из этих форм деятельности. Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия — наука наук” отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия — средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний. Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек "становится подлинно совершенным". Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как "последнее выговаривание и последний спор человека". Наш соотечественник В.С.Соловьев видел назначение философии в стремлении "к духовной целостности человеческого существования". Назначение философии - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии - дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее. По моему мнению, можно выделить следующие выводы: 1) Философия - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия; 2) Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру; 3) Философия научна, эстетична, моральна; 4) Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования; 5) Практичность философии состоит в ее моральности, она учит правильным поступкам.; 6) Научность философии состоит в ее следовании критериям научности: непротиворечивости высказываний, подтверждении утверждений фактами, эффективности выдвигаемых идей; 7)  Эстетичность философии состоит в ее чувственно-эмоциональном содержании.

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Задание №1. Составьте план изученной темы.

1.Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки.

2.Особенности античной философии.

3.Этапы развития древнегреческой философии.

4.Основные проблемы античной философии.

5.Школы античной философии:

а) Милетская школа

б) Элейская школа

в) школа Софистов

г) Сократ и его философские взгляды

д) Платон и Аристотель – ученик и учитель

е) философия эллинистического периода

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

  1. Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философии. Почему именно в Греции происходит рождение Логоса?

Прежде всего возникновение философии связывают с явлением, которое названо «движением от Мифа к Логосу». В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению предшествовал длительный процесс пе­рехода от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поис­ке. Становлению философии способствовали развитие произво­дительных сил (замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, воз­никновение первых государств, рост научных знаний и усиле­ние критического духа. Общность генезиса (от греч. Генезис - происхождение, возникновение) однако не исключает своеобра­зия философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации. Древняя Греция не случайно, наряду с Китаем и Индией, оказалась местом возникновения философских учений. Расцвет античной философии, приходящийся, как и в Древнем Востоке, на конец VII и III века до н.э. осуществлялся в условиях богатейшей духовной и материальной культуры Древней Греции. Историкам еще предстоит ответить на многие вопросы, почему это время выделяется из общей череды 1 тысячелетия до н.э., и почему именно Греция оказалась колыбелью западно-европейской философской мысли. Но уже сейчас известны многие предпосылки экономического, социально-культурного, политического и духовного плана, подготовившие указанный перелом. Известна и огромная плеяда ученых (Архимед, Гиппократ, Евклид, Фукидид и др.), литераторов, поэтов, трагиков (Гомер, Гесиод, Эсхил, Еврипид) скульпторов и архитекторов, подобных непревзойденному Фидию. Поэтому корни философии, как ствола пышной кроны духовной культуры, имели удивительно благодатную почву, как для своего произрастания, так и для питания всей кроны. Не случайно К. Ясперс назвал этот этап мировой истории осевым временем, когда были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых решений, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все было вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была еще жива и действенна, ее явления прояснились, и она тем самым преображалась. Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Таким образом, греческая философия по необходимости стала центром духовной борьбы рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа).