3. Сознание и его структуры
В историко-философской традиции модели сознания, как правило, строились на сенсуалистических или рациональных основаниях. Считалось, что в сознании доминируют перцептивные (воспринимающие) или мыслительные акты. Что касается эмоций, воли и памяти как определенного выражения сущностных сил человека, то они либо не принимались во внимание, либо им отводилась роль вспомогательного значения.
Такое понимание структуризации сознания получило существенную редакцию в европейской философии.
Лингвистическое крыло позитивизма объявляет сущностные силы человека несостоятельными, ибо они не подлежат верификации, и выстраивает структуру сознания с помощью логико-лингвистических средств. В этой структуре находят свое выражение только перцептивные и мыслительные процессы.
В противовес позитивизму, представители экзистен-ционализма и неофрейдизма акцентируют внимание на эмоциональных и волевых началах.
321
Кто прав, какова действительная реальность, а не мысли о ней? Похоже, и та и другая сторона предали забвению хрестоматийное положение о том, что сознание является высшей формой развития психики. Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохраняя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продолжает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятельности человека, выступая системой обеспечения его сознания.
Поскольку любой посредник в силу относительной самостоятельности стремится из системы обеспечения превратиться в систему самообеспечения, а психика человека не исключение, то возникает необходимость выстраивать самостоятельные структуры психики и суверенные структуры сознания, чтобы отразить реальную ситуацию, вскрыть действительный характер когерентности и взаимодействия психики и сознания.
Первый, кто нарушил суверенитет родственных, но не тождественных образований, был автор психоанализа 3. Фрейд. На большом клиническом материале он выявил устойчивую конфликтную ситуацию между «желанием и долгом» и построил свою структуру сознания, где, по сути, связал воедино психику и сознание.
По Фрейду, основание структуры составляет «Оно» (Id). Это «резервуар психической энергии, желаний, стремящихся к немедленному удовлетворению»; источник как разрушительных, так и творческих тенденций. «Оно» лишено контактов с внешним миром, не ведает о границах между объективной и субъективной реальностью, находится за пределами сознания.
Второй компонент структуры — «Я» (Ego). Это — та часть сознания, с которой человек актуально имеет дело. «Я» формируется как «оттиск» внешней реальности на массиве импульсивных влечений, страстей и неосознанных эмоций «Оно». В определенном смысле «Я» выступает посредником между внешним миром и «Оно», влечением и удовлетворением, но руководствуется не желаниями, а скорее долгом.
322
Третий и последний компонент структуры — «Сверх-Я» (Super-Ego). Это продукт культурной среды для «Я»: идеалы общества, социальные нормы, система правил и запретов. Другими словами, «Сверх-Я» — это то, что выработала культура, что усваивает человек и с чем он вынужден считаться. «Сверх-Я» проявляется в сознании как совесть. Последняя вызывает у «Я» чувство стыда, страха, вины, депрессии. Эти проявления свидетельствуют о бессознательном характере «Сверх-Я».
Общий анализ представленной структуры свидетельствует о том, что, во-первых, конфликтная ситуация между «желанием и долгом» находит свое отражение и выражение во всех трех компонентах структуры и, во-вторых, структура начинается из бессознательного и возвращается в него. Что касается сознания, то оно представлено «Я». Это «Я» незначительно по объему. Более того, находясь между «молотом и наковальней», оно обречено, по Фрейду, пребывать в ипостаси «несчастного сознания».
Сама по себе фрейдовская структура не лишена смысла, ибо задает почву для размышления о соотношении и роли сознательного и бессознательного. Но, связав психику и сознание воедино, 3. Фрейд принизил роль разума, биологизировал социальное начало в человеке, культивировал значение его инстинктов. По Фрейду, доминантой структур является бессознательное. Оно властвует безраздельно. Что касается разума, то он обречен идти на поводу влечений и страстей.
Объяснить научную несостоятельность фрейдовской концепции можно, выделив структуры психики и сознания.
Структура психики человека включает эмоционально-чувственный компонент, волевую регуляцию и память.
323
Эмоционально-чувственный компонент составляет основание психики. Он находит свое выражение в глубинной заинтересованности человека к миру и к самому себе. Эта заинтересованность (интерес — форма проявления потребности. — И. К.) имеет эмоциональный окрас. Человек положительно или отрицательно относится к реальному событию, с предубеждением или безразлично судит о новой концепции; спорит, переживает, ревнует, радуется, ненавидит. Этими эмоциями пронизана вся жизнь человека. Они таят в себе оценочный акт поступающей информации, выступают чувственной базой ее аксиологической интерпретации. Закрепляясь в чувствах этического и эстетического восприятия мира, эмоции формируют установку на поступок.
Эмоции (чувства) — это не только следствие, реакция на реальность, но также и причина, предпосылка второго компонента структуры психики — волевой регуляции.
Воля, как одна из слагаемых сущностных сил человека, обнаруживает себя в ситуациях выбора, принятия решения и его осуществления. Воля подготавливает соответствующий акт сознания, определяет меру ориентационной устойчивости.
Человек ориентирован на реализацию своих потребностей, осуществление своих интересов. Ориентиром выступает цель. Поскольку цель определяет способ и характер сознательной деятельности (сознания), то воля выступает на уровне психики системой обеспечения цели.
На этом структурном уровне психики четко прослеживается не только взаимосвязь, но и взаимодействие психики и сознания. Мотив (удовлетворение потребностей) ориентирует сознание на достижение цели (исходная информация). В блок приема и переработки поступает информация о цели и условиях ее осуществления (текущая информация).
Поступающие сведения могут свидетельствовать о расхождении между заявленной целью и первыми результатами ее осуществления. Эти расхождения корректируются усилиями воли. Если волевая регуляция не в состоянии устранить разрыв между сущим и желаемым, тогда субъект на уровне сознания отказывается от достижения цели.
324
Третий компонент структуры психики представлен памятью. Память — это способность человека сохранять и воспроизводить опыт своей деятельности. Значение памяти трудно переоценить. Память исключает необходимость для сознания каждый раз открывать мир как абсолютную неопределенность. Благодаря памяти психики на уровне сознания прошлое воспроизводится в настоящем, прогнозируется будущее.
Память упорядочивает информацию и хранит ее до востребования. Эта способность значительно расширяет поле личного опыта за счет включения информации чужого опыта, является основанием репродуктивной деятельности человека.
Несколько особняком в блоке памяти занимает свое место память опыта прошлых поколений. Она представлена опосредованно не в виде рабочей информации о мире, о себе, а скорее «информации» о возможностях субъекта, его предрасположенности и потенциальных способностях, что позволяет рассматривать эту разновидность памяти в качестве мощного фактора формирования индивидуальности человека.
Память в определенной степени выступает интегральной характеристикой психики. Она не только хранит информацию, но и сохраняет аксиологический и регулятивный опыт, аккумулируя и чувства, и волю. И в этом смысле психика через память выступает условием функционирования сознания, системой его обеспечения.
Благодаря памяти у субъекта формируется способность ожидать, узнавать, воспроизводить, видеть перспективу и ретроспективу, учитывать временную длительность событий и их масштабы, вскрывать тенденции их развития от прошлого через настоящее к будущему.
Что касается структуры сознания, то традиционно выделяют две структуры: онтологическую и функциональную.
Первая представлена уровнями осознания, надсозна-ния и самосознания.
325
«Осознание» — это уровень, где информация о мире превращается в устойчивое знание с определенной мерой обоснованности и доказательности. На первом уровне осуществляется синтез перцептивных и мыслительных актов, когда информация ощущения, восприятия и представления «снимается» через систему понятий, суждений и умозаключений, когда явление уступает свое место сущности.
«Надсознание» — достаточно удачный термин, указывающий на выход этого уровня за пределы «чистого» сознания. На этом уровне осуществляется синтез информации сущего и должного на основе памяти, несущей не только рабочую информацию о мире, но и ее аксиологическую интерпретацию и волевую регуляцию. В результате продуктом сознания этого уровня являются новые идеи, проекты, гипотезы, теории.
Третьим и последним уровнем онтологической структуры сознания является «самосознание». Самосознание носит интровертивный характер, ибо направлено на самоанализ, самопознание. На этом уровне и осуществляется сознание как соотнесение знания о мире и знания о себе, и своих желаниях и намерениях. Функционирование всех трех уровней сознания обеспечивает его когнитивную, мотивационную и нормативную сферы.
Когнитивная сфера сознания — это область производства знания и ответа на вопрос: что есть что.
Мотивационная сфера сознания — это область определения ценностных ориентиров и поиска ответа на вопрос: во имя чего, каких целей.
Нормативная сфера сознания — это область проектирования отношения к миру на основе знаний и ценностных ориентиров в поисках ответа на вопрос: как, каким образом.
На уровне функционального сознания наиболее четко прослеживается его связь со структурой психики. Если знание является результатом отражения мира в процессе его чувственного восприятия, а ценности — итогом эмоционального переживания, то норма является следствием волевого решения.
326
Взаимодействие структур сознания и психики осуществляется по типу отношения: фигура + ее фон, где сознание выступает «фигурой», а психика «фоном», если речь идет об эмоциональном сопровождении или волевой регуляции. Но реальностью может быть и вариант противоположной направленности, когда память выступает в качестве «фигуры», а мыслительный акт является ее «фоном».
Отношение сознания и психики возможно и по типу взаимной «нагруженности». Факты восприятия, образы представления нагружены эмоциями, а мыслительные акты — памятью.
Отношение сознания и психики может осуществляться и по типу интерференции, когда наложение структур психики и сознания или их отдельных компонентов приводит к взаимному усилению или ослаблению возможностей психики или сознания. Например, говорят о том, что в конкретной ситуации сознание «захлестнули» эмоции. Это означает, что интерференция (наложение) эмоций на сознание прервала последовательность рассуждений, блокировала связи сознания с памятью. Как тут не вспомнить слова Гегеля о том, что «ничто Великое не делается без страсти», но когда бал правят эмоции, тогда место разума занимает глупость.
И наконец, когерентность и взаимодействие структур или отдельных компонентов психики и сознания возможны по типу обеспечения, т. е. либо психика, либо сознание обеспечивают друг друга. Как правило, психика выступает по отношению к сознанию системой его обеспечения, но и сознание может стать условием более высокого уровня ценностной ориентации, волевой регуляции; средством приумножения объема памяти.
Таким образом, проведенный анализ структур психики и сознания свидетельствует, во-первых, об их относительной самостоятельности, во-вторых, о специфической взаимосвязи и особых формах их взаимодействия.
327
- Философия для аспирантов (fb2)
- 1. Мировоззрение и его основной вопрос
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Архетипы мировоззрения: мифология, религия, философия
- II философия древнего мира как протофилософия
- 1. Становление философского сознания в Древней Индии.
- 3. Зарождение философии в Древней Элладе.
- 1. Становление философского сознания в древней индии
- 2. Специфика формирования философии в древнем китае
- 3. Зарождение философии в древней элладе
- 1. От теокосмогонии к натурфилософии
- 2. Классический период античной философии
- 3. Закат и угасание. Философия эллинистического и римского периодов
- 1. Философия патристики как философия теоцентризма
- 2. Схоластика как рациональное обоснование теологии
- 3. Расцвет и закат схоластической философии
- V антропоцентризм философии эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.
- 4. Социально-политическая философия гуманизма.
- 1. Философия антропоцентрического гуманизма
- 2. Неоплатонизм эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия ренессанса
- 4. Социально-политическая философия гуманизма
- 1. Эмпиризм новой философии, его эволюция
- 2. Становление и развитие рационализма
- 3. Онтологические проблемы философии нового времени
- 4. Человек и его бытие
- 1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии
- 2. Философия и. Канта и ее критическая направленность
- 3. Активность субъекта в философии и. Фихте
- 4. Эволюция ф. Шеллинга от натурфилософии до философии откровения
- 5. Философия гегеля как философия «панрационализма»
- 6. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор
- 1. Причины многообразия школ и направлений в философии XIX–XX веков
- 2. Сциентистское направление
- 3. Деятельностное направление
- 4. Антропологическое направление
- 5. Философско-теологическое направление
- 6. Социально-критическое направление
- IX философия россии
- 1. Истоки русской (российской) философии.
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность.
- 1. Истоки русской (российской) философии
- 2. Славянофильское учение о самобытности российского народа и его соборности
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
- 4. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу
- 1. Бытие как исходная категория философии
- 2. Способ существования и формы проявления бытия
- 3. Принципы и законы развития бытия
- 1. Проблема сознания в историко-философской традиции
- 2. Отражение и его эволюция, психика и сознание
- 3. Сознание и его структуры
- 4. Общественное и индивидуальное сознание
- 5. Формы общественного сознания
- 6. Правовое сознание и его специфика
- 1. Субъект и объект познания
- 2. Гносеологическое отношение к бытию
- 3. Принципы гносеологии
- 4. Истина и заблуждение, ложь и правда, специфика социального познания
- 5. Основные методы познания бытия
- 1. Анализ и синтез
- 2. Абстрагирование
- 3. Обобщение
- 4. Индукция и дедукция
- 5. Аналогия и моделирование
- 1. Наблюдение
- 2. Описание
- 3. Измерение
- 4. Эксперимент
- 1. Идеализация
- 2. Формализация
- 3. Аксиоматический метод
- 4. Гипотетико-дедуктивный метод
- 5. Метод мысленного эксперимента
- 6. Единство исторического и логического
- 6. Специфика вненаучного познания. Знание и вера
- XIII основные категории философии
- 1. Категории как особый вид понятий бытия.
- 1. Категории как особый вид понятий бытия
- 2. Понимание категорий в философии аристотеля, и. Канта, г. Гегеля
- 3. Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
- 1. Феномен человека как объект философского анализа
- 2. Современное общество — целостный и взаимосвязанный мир
- 3. Человек в современном мире
- I. Мир и человек: единство и взаимодействие
- II. Философия древнего мира как протофилософия
- III. Философия античности: идеи бытия мира и его познания
- IV. Человек и мир средневековья
- V. Философия эпохи возрождения
- VI. Философия нового времени
- VII. Классическая немецкая философия
- 15. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор.
- VIII. Европейская философия XIX–XX веков
- IX. Русская философия
- X. Проблема «бытия мира» и «бытия в мире»
- XI. Сознание, его природа и сущность
- XII. Познаваемость мира. Уровни, формы и методы познания. Познание мира как объект философского анализа
- XIII. Категории философии
- XIV. Человек и мир на рубеже XXI века
- 1. Феномен человека как объект философского анализа.