4. Индукция и дедукция
Переход от известного к неизвестному осуществляется с помощью таких приемов, как индукция и дедукция.
Индукция (от лат. inductio — наведение) — это логический прием построения общего вывода на основе частных посылок.
416
Данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому полученные обобщения обычно рассматривают как опытные (эмпирические) истины.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это прием, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Индукция и дедукция взаимосвязаны столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Только в рамках принципа дополнительности эти логические приемы выполняют свое назначение в процессе познания субъектом объекта.
Основой индукции является опыт, эксперимент, наблюдение, в ходе которых накапливаются отдельные факты. Изучение и анализ этих фактов приводит к установлению сходных, повторяющихся признаков. Выявление сходства позволяет построить индуктивное умозаключение, получив суждение общего характера. Так, изучая различные виды преступления, можно сделать вывод о том, что всем им присуща антисоциальная направленность, то есть они являются аномалией развития общества. Стало быть, проблема конкретного единичного преступления должна решаться не только с позиции единичного факта, а с учетом интересов общества, его программы отношения к преступности вообще.
Чтобы усилить достоверность, исследователь, применяя индукцию в качестве логического приема познания, должен ответственно относиться к анализу фактов, как их качественной, так и количественной определенности, к установлению и исследованию причинно-следственных связей, не обольщаясь выводом и не абсолютизируя его, помня, что источником вывода является эмпирический опыт, который характеризуется своей ограниченностью и незавершенностью.
Поэтому обоснование знаний, полученных с помощью индукции, предполагает их проверку через движение от индуктивных обобщений к частному случаю. Такое движение представляет собой дедуктивное умозаключение. Его цель заключается в том, чтобы вероят
417
ностное, индуктивное знание сделать более достоверным. Ценность дедукции состоит в том, что субъект познания, опираясь на достоверное общее знание, может сделать вывод частного характера. Последний можно сопоставить с эмпирическим фактом. Полученное сходство косвенно подтверждает достоверность и общего, и единичного. Но это возможно, если субъект познания применяет оба приема логического познания в их взаимосвязи и дополнительности. Творческую взаимосвязь обозначаемых приемов блестяще продемонстрировал Д. И. Менделеев.
Изучая различные химические элементы, ученый делал акцент на выделение их свойств. На этом этапе он использует прием индукции. Сравнивая различные элементы, Менделеев подметил зависимость их свойств от величины атомных весов, что позволило ему вывести основной закон химии.
Опираясь на этот закон и следуя дедукции, Д. И. Менделеев делает ряд открытий, предсказывая еще неизвестные химические элементы.
- Философия для аспирантов (fb2)
- 1. Мировоззрение и его основной вопрос
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Архетипы мировоззрения: мифология, религия, философия
- II философия древнего мира как протофилософия
- 1. Становление философского сознания в Древней Индии.
- 3. Зарождение философии в Древней Элладе.
- 1. Становление философского сознания в древней индии
- 2. Специфика формирования философии в древнем китае
- 3. Зарождение философии в древней элладе
- 1. От теокосмогонии к натурфилософии
- 2. Классический период античной философии
- 3. Закат и угасание. Философия эллинистического и римского периодов
- 1. Философия патристики как философия теоцентризма
- 2. Схоластика как рациональное обоснование теологии
- 3. Расцвет и закат схоластической философии
- V антропоцентризм философии эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.
- 4. Социально-политическая философия гуманизма.
- 1. Философия антропоцентрического гуманизма
- 2. Неоплатонизм эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия ренессанса
- 4. Социально-политическая философия гуманизма
- 1. Эмпиризм новой философии, его эволюция
- 2. Становление и развитие рационализма
- 3. Онтологические проблемы философии нового времени
- 4. Человек и его бытие
- 1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии
- 2. Философия и. Канта и ее критическая направленность
- 3. Активность субъекта в философии и. Фихте
- 4. Эволюция ф. Шеллинга от натурфилософии до философии откровения
- 5. Философия гегеля как философия «панрационализма»
- 6. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор
- 1. Причины многообразия школ и направлений в философии XIX–XX веков
- 2. Сциентистское направление
- 3. Деятельностное направление
- 4. Антропологическое направление
- 5. Философско-теологическое направление
- 6. Социально-критическое направление
- IX философия россии
- 1. Истоки русской (российской) философии.
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность.
- 1. Истоки русской (российской) философии
- 2. Славянофильское учение о самобытности российского народа и его соборности
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
- 4. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу
- 1. Бытие как исходная категория философии
- 2. Способ существования и формы проявления бытия
- 3. Принципы и законы развития бытия
- 1. Проблема сознания в историко-философской традиции
- 2. Отражение и его эволюция, психика и сознание
- 3. Сознание и его структуры
- 4. Общественное и индивидуальное сознание
- 5. Формы общественного сознания
- 6. Правовое сознание и его специфика
- 1. Субъект и объект познания
- 2. Гносеологическое отношение к бытию
- 3. Принципы гносеологии
- 4. Истина и заблуждение, ложь и правда, специфика социального познания
- 5. Основные методы познания бытия
- 1. Анализ и синтез
- 2. Абстрагирование
- 3. Обобщение
- 4. Индукция и дедукция
- 5. Аналогия и моделирование
- 1. Наблюдение
- 2. Описание
- 3. Измерение
- 4. Эксперимент
- 1. Идеализация
- 2. Формализация
- 3. Аксиоматический метод
- 4. Гипотетико-дедуктивный метод
- 5. Метод мысленного эксперимента
- 6. Единство исторического и логического
- 6. Специфика вненаучного познания. Знание и вера
- XIII основные категории философии
- 1. Категории как особый вид понятий бытия.
- 1. Категории как особый вид понятий бытия
- 2. Понимание категорий в философии аристотеля, и. Канта, г. Гегеля
- 3. Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
- 1. Феномен человека как объект философского анализа
- 2. Современное общество — целостный и взаимосвязанный мир
- 3. Человек в современном мире
- I. Мир и человек: единство и взаимодействие
- II. Философия древнего мира как протофилософия
- III. Философия античности: идеи бытия мира и его познания
- IV. Человек и мир средневековья
- V. Философия эпохи возрождения
- VI. Философия нового времени
- VII. Классическая немецкая философия
- 15. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор.
- VIII. Европейская философия XIX–XX веков
- IX. Русская философия
- X. Проблема «бытия мира» и «бытия в мире»
- XI. Сознание, его природа и сущность
- XII. Познаваемость мира. Уровни, формы и методы познания. Познание мира как объект философского анализа
- XIII. Категории философии
- XIV. Человек и мир на рубеже XXI века
- 1. Феномен человека как объект философского анализа.