21 Философия марксизма
1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является со¬ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со¬циально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве¬дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо¬собствовали:
• предшествующая материалистическая философия (Демокри¬та, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо¬бенно атеистическо-материалистическая философия Людви¬га Фейербаха середины XIX в.);
• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
• крушение идеалов Великой французской революции (свобо¬да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
• нарастание социально-классовых противоречий и конфлик¬тов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри¬зис буржуазного брака и нравственности).
3. Главными произведениями основателей марксизма являются:
• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;
• "Капитал" К. Маркса;
• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;
• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн¬гельса;
• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн¬гельса;
• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;
• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;
• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;
• "Происхождение семьи, частной собственности и государст¬ва" Ф. Энгельса.
4. Марксистская философия материалистична по своему харак¬теру и состоит из двух больших разделов — диалектического ма¬териализма и исторического материализма (нередко историче¬ский материализм рассматривается как часть диалектического).
5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материа¬лизм). Суть исторического материализма в следующем:
• на каждом этапе общественного развития люди для обеспе¬чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек¬тивные, не зависящие от их воли производственные отноше¬ния (продажа собственного труда, материальное производст¬во, распределение);
• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази¬сом для институтов государства и общества, общественных отношений;
• указанные государственные и общественные институты, об¬щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и про¬изводственных отношений, определенного типа базиса и над¬стройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовла¬дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский • способ производства - особая общественно-экономическая фор¬мация, экономика которой основана на массовом, коллек¬тивном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика осно¬вана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, осно¬ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, осно¬ванное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
• рост уровня производственных сил приводит к изменению про¬изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
• уровень экономики, материальное производство, производ¬ственные отношения определяют судьбу государства и обще¬ства, ход истории.
6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются
следующие понятия:
• средства производства;
• отчуждение;
• прибавочная стоимость;
• эксплуатация человека человеком.
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо¬дима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде¬ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен¬ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про¬изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра¬щаться к собственникам средств производства в качестве наем¬ной рабочей силы за заработную плату.
129
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни¬ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред¬ства производства для получения в будущем еще большей при¬бавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму¬нистических) общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства произ¬водства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при¬своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз¬кой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заме¬нена общественной (государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме¬жду всеми членами общества благодаря справедливому рас¬пределению.
7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы¬ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис¬тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече¬ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове¬честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час¬ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
• важным фактором развития является практика - преобразо¬вание человеком окружающей действительности и преобра¬зование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест¬во, отрицания отрицания.
22- Иррационализм. «Философия жизни», экзистенциализм, психоанализ
Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож¬ником родственной иррационализму "философии жизни".
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по¬знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
• "воля к жизни";
• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
• "воля к власти".
Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ¬ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире¬нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".
Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз¬ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".
Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно¬гообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие "жизнь".
Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та¬кими признаками, как:
• целостность;
• наличие многообразного духовного начала;
• неразрывное единство с высшим миром.
Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоласти¬ческие" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со¬средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе¬номена во всех ее проявлениях.
Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити¬ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон¬цепции, согласно которым история — предопределенный и за¬кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.
1. Экзистенциализм — направление философии, главным пред¬метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно¬сти, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарож¬даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб¬рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:
• нравственные, экономические и политические кризисы, охва¬тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от¬равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге¬ря, трудовые лагеря);
• распространение фашистских и иных тоталитарных режи¬мов, полностью подавляющих человеческую личность;
• бессилие человека перед природой и перед техногенным об¬ществом.
3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол¬ностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди¬нок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.
4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).
Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по¬знания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе¬реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте¬ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че¬ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
Философом были выделены понятия:
• неподлинное существование — полная подчиненность челове¬ка обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
• подлинное существование — выход из состояния подавленно¬сти обществом, сознательный выбор, нахождения себя, пре¬вращение в хозяина своей судьбы.
Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож¬дении к подлинному существованию человек проходит три стадии:
• эстетическую;
• этическую;
• религиозную.
На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш¬ним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.
На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.
На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при¬звание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятстви¬ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.
Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собст¬венно создавшими его, были:
• Карл Ясперс (1883 - 1969);
• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);
• Альбер Камю (1913 - 1960);
• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).
5. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был од¬ним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).
Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль¬нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано¬вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.
Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пони¬манию некого высшего абсолюта.
1. Психоанализ — направление в современной философии, объяс¬няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель¬ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче¬ской зашиты.
205
Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
2. Фрейдом выделяются две схемы психики:
• топографическая;
• динамическая.
При топографическом подходе бессознательное представляет¬ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб¬разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изго¬няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
При динамической схеме психика представляется как сово¬купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.
• "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и же¬лания человека.
• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонен¬тами психики.
• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре¬альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль¬турные традиции.
"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".
Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное че¬ловеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:
• бессознательного - "Оно";
• внешнего мира;
• норм, запретов - "Сверх-Я";
и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.
3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:
• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;
• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле¬мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"
желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль¬турного творчества.
4. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психо¬аналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему".
Согласно первой психологической системе в основе бессозна¬тельного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:
• в сексуальных действиях;
• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.
Частой причиной замещения сексуального объекта на несек¬суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:
• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;
• вытеснен в бессознательное;
• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Таким образом, психическая деятельность человека есть про¬цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.
5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче¬скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове¬ния энергии бессознательного.
Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по¬ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи¬вает свои потребности и продолжает род.
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк¬тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.
Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
23 – современная западная философия. Феноменология, Герменевтика
1. Герменевтика - направление в философии, которое исследу¬ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима¬ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре¬ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже¬лания людей богам.
Основные вопросы герменевтики:
• как возможно понимание?
• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть по¬нятым.
214
Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;
• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче¬ских ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истол¬кование и понимание текста.
2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифров¬кой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.
К числу современных философов- герменевтов можно отне¬сти Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).
Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический и психологический. С помощью пер¬вого выявляется "дух языка", с помощью второго — "дух автора".
Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст¬венности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси¬лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита¬теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж¬даться в толковании.
Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
• дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;
• сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу
автора, текст будет полностью понят.
Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.
Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях чело¬веческого существования. Их два - положенность и понимание:
• положенность — человеческое бытие определено не мышле¬нием, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);
• понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпре¬тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен¬ным образом, и данное истолкование есть понимание чело¬веком смысла своей жизни, своего места в мире).
215
Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич¬но (основано на понимании).
Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер¬меневтики).
Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.
В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный дру¬гими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых по¬колений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляет¬ся, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следова¬тельно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.
Центральное понятие философии Поля Рикера — личность. Личность — творец всей человеческой культуры. Цель филосо¬фии — разработать метод понимания человеческой субъективности.
В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения — прошлое, настоящее, будущее.
По Рикеру, человеческая личность телеологична — направ¬лена в будущее.
Феноменология - основанное в начале 20 века Э.Гуссерлем субъективно-идеалистическое направление, целью которого является непосредственное восприятие идеальных сущностей (феноменов) при помощи интуиции и описание этих актов сознания. греч.Phainomenon - являющееся
24– Хар-ка русской философии
1. Русская философия — феномен мировой философской мыс¬ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило¬софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи¬лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици¬стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче¬ской несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• конкретность;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного орга¬низма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
• период зарождения древнерусской философии и раннехри¬стианской философии Руси;
• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу¬дарства (Московской Руси и России);
• философия XVIII в.;
• философия XIX в.;
• русская и советская философия XX в.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи¬анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев¬ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
• моральные и нравственные ценности;
• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
• государство;
• право;
• природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла¬годати", в котором популяризируется и анализируется хри¬стианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы
добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра¬зума, познания);
• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за¬трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит¬ся на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода фило¬софии, являлись:
• сохранение русской духовности;
• христианство;
• борьба за освобождение;
• устройство государства;
• познание.
Среди видных философов данного периода:
• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ¬ными идеалами которого были сила и могущество, универ¬сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи¬анского богословия, отстаивал идею преемственности хри¬стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон¬стантинополь — Москва;
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя¬ми которых видел заботу о народе и справедливость;
• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици¬онной социально-политической философии, выступал за ог¬раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со¬словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы¬ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф¬лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и
возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра¬циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
• философию эпохи петровских реформ;
• материалистическую философию середины и второй полови¬ны XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
• вопросы устройства монархии;
• императорской власти, ее божественности и нерушимости;
• прав императора (казнить, миловать, самому назначать на¬следника и других);
• войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направле¬ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни¬ком механистического материализма. Им была заложена мате¬риалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус¬кулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час¬тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материали¬стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со¬циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
• декабристское;
• монархическое;
• западническое и славянофильское;
• революционно-демократическое;
• атеистическое;
• теологическое;
• философию космизма.
6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:
• философией марксизма-ленинизма;
• философией космизма;
• естественно-научной философией;
• философией "русского зарубежья".
25– Религиозно-философское учение Соловьева
Владимир Соловьёв - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать цело-стную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни чело-века. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантиз-ма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировозрение новейшее достиже-ние естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.
Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединст-ва: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», « особая организующая сила, действующая в мире».
Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями обра-зуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные су-щества или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в по-следовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное неачало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию кото-рая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном им-пульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» – София – связующее звено м/у творцом и творением, при-дающ общность богу, миру и чел-ву.
Мех-м сближ Бога, мира и чел-ва раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и явля-ется целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Це-лью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с бо-гом, воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. При-общаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь историче-ский период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объеди-няющим началом станет воплощенный в человеке бог.
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представ-ляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рацио-нального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основопологающего прин-ципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосред-ственное созерцание, интуицию.
Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, син-тез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.
26 - Русский космизм
Основателем космизма можно считать Николая Федоровича Федорова –Мыслитель фантастической эрудиции, крайний аскет, полагавший, что иметь какую-либо собственность – грех (свое крошечное жалование библиоте-каря он почти целиком раздавал нуждающимся), Николай Федоров производил огромное впечатление на совре-менников. Остро ощущая свою личную ответственность за всех людей, он стремился преодолеть отвлеченно-теоретический характер философии и науки, горячо ратовал за единство слова и дела, знания и действия. Ни-колая Федорова отталкивала та разобщенность, замкнутость каждого в себе, словом, - то “небратство”, которое царит среди людей. Каждый человек, в сущности, безразличен к судьбе остальных людей и к судьбе ушедших поколений. Общее Дело – дело регуляции людьми стихийных сил природы, дело преображения мира, освоения космоса и, в итоге, обретения людьми бессмертия.
В этом учении Федорова вера в могущество науки и техники сочетается с христианской верой в необходимость для человека помочь Богу в деле спасения мира, а не пассивно ждать Страшного Суда. После прихода Христа, говорит Федоров, дело спасения мира всецело в руках людей. Царство Божие на земле возможно, так же, как и возможно избежать Апокалипсиса, если только приложить усилия всего человечества.
Регуляция природы должна распространить влияние человека “на все миры, на все системы миров до оконча-тельного одухотворения Вселенной”. Федоров писал об управлении метеорологическими процессами для полу-чения высоких урожаев, об использовании солнечной энергии (вместо энергии угля), об освоении электромаг-нитной энергии земного шара (чтобы превратить всю Землю в корабль для полетов в космос), о заселении дру-гих планет, о переделке человеческого организма, о создании “братского” общества без классовых различий, войн, армии и полиции. Конечная цель, по мнению философа, заключается в том, чтобы достичь такого единст-ва, которое сделает невозможным любое разрушение, любую изоляцию, победит саму смерть.
Всем нам приходилось терять близких людей и отчаиваться от осознания своего бессилия вернуть родного че-ловека. Федоров же не мирился с этим и верил в возможность воскрешения всех когда-либо умерших на Земле людей. Ведь, пока человек смертен, сохраняется глубинная основа страдания и зла, корень вражды, разделения и соперничества. Во многом именно из-за частой смены поколений, научный прогресс не сопровождается нрав-ственным. И наконец, просто безнравственно наслаждаться плодами прогресса, основанного на смерти и стра-даниях “отцов”, не стремясь вернуть им долг, - убежден Федоров.
Константин Циолковский – ученый, инженер, изобретатель и философ, один из основателей космонавтики, по-святил свое творчество всестороннему обоснованию неизбежности выхода человека в космическое пространст-во. По его убеждению “прогресс организмов шел непрерывно и не может поэтому остановиться на человеке”. За сознанием и жизнью непременно должны прийти Сверхсознание и Сверхжизнь. А значит, в повестку дня должна быть поставлена проблема космического будущего человечества. Именно освоение бескрайних просторов Все-ленной – путь к предотвращению гибели человеческой цивилизации в результате истощения земных ресурсов.
Вселенная в учении Циолковского предстает в духе пантеизма – как живое, единое, одушевленное целое, раз-вивающееся циклически и никогда не погибающее. Космос – это целостный организм, подобный “добрейшему и разумнейшему животному”. Мыслитель не сомневался, подобно Джордано Бруно, в существовании множества населенных живыми существами миров и ставил задачу разработки “космической этики”, основанной на осозна-нии “круговой поруки” всех нравственных существ за судьбу космоса, на признании необходимости совместного труда людей и “инопланетян” в деле преобразования Вселенной. По Циолковскому, жизнь и разум – фундамен-тальные атрибуты мироздания, а “Смысл” Космоса – в неизбежности появления в нем цивилизаций, творчески и осознанно влияющих на устройство и эволюцию Вселенной.
По убеждению Вернадского, “под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу”. Это понятие – ноосфера– ключевое в учении Вернадского. “Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью”, она включает в себя поток информации, знаний, теорий, изобретений – это новая специфическая “оболочка” Земли, оказывающая на биосферу все большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, материализующееся в усовершенствованной природе, машинах, оруди-ях, творениях искусства.
Вернадский подчеркивал несовершенство человека, его промежуточный характер (эта мысль созвучна идеям Ницше о Сверхчеловеке): человек “служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее”. Человек – высшая точка эволюции бессознательной, стихийной и, вместе с тем, начало, исходный пункт разумной, направленной дальнейшей эволюции.
Нравственное преображение человека должно идти параллельно с его физическим преображением и его побе-дой над болезнями и смертью. Вернадский выдвигает как ориентир, идею автотрофности (от латинского – “са-мопитание”) человека. Сейчас люди для поддержания своего существования вынуждены поедать других су-ществ, тогда как растения автотрофны – строят свой организм на основе мертвого вещества (газы, соли), при помощи солнечного света делая неживое живым. Цель, поставленная Вернадским перед человечеством и тесно связанная с освоением космоса, - изменить доступные людям формы питания и источники энергии, путем твор-ческого самосозидания.
27 – Онтология учение о бытии. Проблема бытия. Основные формы бытия
1. Один из центральных разделов философии, изучающих про¬блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнеки¬тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо¬фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче¬ние о познании), логику, иные философские проблемы.
2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием суб¬станции — самостоятельной сущности, которая для своего суще¬ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие - это реально существующая, стабиль¬ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан¬ция, которая включает в себя все сущее.
3. Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обла¬дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального как самостоя¬тельной реальности в виде индивидуализированного духов¬ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са¬мого по себе и его бытие в материальном мире;
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе¬номенальное бытие совпадают.
4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про¬тивоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест¬вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще¬ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
28 – Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения в живой и не живой природе.
– Отражение (приложение)
Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени¬ем, способностью к самоорганизации, размещенности в про¬странстве и времени) является отражение.
Отражение - способность материальных систем воспроизво¬дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отраже¬ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле¬ды грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предме¬тов в зеркале, гладкой поверхности водоема.
Отражение бывает:
• физическим;
• химическим;
• механическим.
Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:
• раздраженности;
• чувствительности:
• психического отражения.
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Со¬гласно материалистической концепции сознание — это способ¬ность высокоорганизованной материи отражать материю.
1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали¬стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
• субъективно-идеалистический подход - материи как самостоя¬тельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъектив¬ного (существующего только в виде сознания человека) духа;
• позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии (как и в со¬ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бы-
тия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и произ¬водны от нее.
2. Элементами структура материи являются:
• неживая природа;
• живая природа;
• социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Уровнями неживой природы являются:
• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);
• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек¬троны);
• ядерный (ядро атома);
• атомарный (атомы);
• молекулярный (молекулы);
• уровень единичных вещей;
• уровень макротел;
• уровень планет;
• уровень систем планет;
• уровень галактик;
• уровень систем галактик;
• уровень метагалактик;
• уровень Вселенной, мира в целом.
К уровням живой природы относятся:
• доклеточный (ДНК, РНК, белки);
• клеточный (клетка);
• уровень многоклеточных организмов;
• уровень видов;
• уровень популяций;
• биоценозы;
• уровень биосферы в целом.
К уровням социума относятся:
• отдельный индивид;
• семья;
• группа;
• коллективы разных уровней;
• социальные группы (классы, страты);
• этносы;
• нации;
• расы;
• отдельные общества;
• государства;
• союзы государств;
• человечество в целом.
3. Характерными чертами материи являются:
• наличие движения;
• самоорганизация;
• размещенность в пространстве и времени;
• способность к отражению.
4. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются:
• механическое движение;
• физическое движение;
• химическое движение;
• биологическое движение;
• социальное движение.
- 01 Смысл и назнач философии
- 11. Особености среденевековой философии. Патристика. Учение Августина
- 18. Теория познания и трансцендентальная диалектика Канта
- § 1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- §2 Закон отрицания отрицания.
- §3 Закон единства и борьбы противоположностей
- 20 Антропологический материализм Фейербаха
- 21 Философия марксизма
- 29 Движение как способ существования материи
- 31.Материя как философская категория. Философское понятие субстанции
- 32 Диалектика – учение о всеобщей связи. Объективная и субъективная диалектика
- 33.Категории материалистической диалектики: единичное и общее, явление и сущность,форма и существование, часть и целое, причина и следствие
- 34 Оснвные законы диалектики
- 35. Система. Системный подход
- 36 Гносеология – наука о познании
- 37 Специфика научного познания
- 38 Социально- историческая форма познания. Диалектика субъекта и объекта познания
- 40 Чувственное и рациональное познание
- 41 Общество как объект философского изучения
- 42 Структура общественного сознания
- 43 Человек как предмет философского изучения